Сибирские огни, 1981, № 2
А Н А Т О Л И И З Я Б Р Е В 1?8 главным инженером. Известно, что стан ция там при нем действовала образцово. И этот-то человек теперь молчал. В Красноярске, в других прибрежных селениях старушки вывели из этого по сво ей логике: ну, раз сам Растоскуев вместе со своими инженерами не знает, что у него творится, то где гарантия, что завтра и плотина, вся эта железобетонная чертов щина, не расколется, не опрокинется? Ени- сей-то вон как, батюшка, колотит волной. И стали напуганные старушки подговари вать своих внуков ехать дальше от берега, от греха-то. Ну-ка, вся эта скопившаяся страсть попрет — на сто верст ничего не останется! Красноярский алюминиевый завод и дру гие крупные промышленные предприятия, настроившие технологию на потребление большой электроэнергии, встали перед грозным вопросо/уі: как быть, что планиро вать на завтра? Прознала заграница. Газеты в Нью-Йор ке, Монреале, Лондоне вышли с экстрен ными сообщениями: Красноярская ГЭС в Сибири, нашумевшая тем, что претендо вала на первое место в мире, оказалась не больше, чем легенда о снежном чело веке. Сверхсенсацию объявили телевизион ные дикторы: «Грандиозный пузырь, столь ко лет с энтузиазмом, с лозунгами наду ваемый в далекой морозной Сибири, оказался с дыркой — воздух весь вышел». Комиссия, созданная по решению пра вительства, включала в себя самых круп ных в стране специалистов по гидроэнер гетике. Комиссия разгруппировалась на секции. Стали искать причину, сантиметр за сантиметром исследуя подозрительные места в узлах. Секция, изучающая изоляцию статора, докопалась, что причина как раз в изоля ции. Портится изоляция в тот самый мо мент, когда напряжение повышается до верхней шкалы. — Но прежде, чем это обнаружить, об наружили другое,— продолжал бригадир Митриков.— Газовый ключ обнаружили. Не в положенном месте, на генераторе. Какой-то растяпа забыл его. Этот факт едва не увел ученых в сторону. Электро- силовцы забили в колокола: вот факт не брежной, халатной эксплуатации, если, го ворят, не сказать большего. Из-за непра вильной эксплуатации все и происходит. Пусть Растоскуев с Брызгаловым научатся сами и научат своих подчиненных... А то они, дескать, кивают на кого-то. бригадир правильно сделал, что этот факт вспомнил. Инструменты и сейчас можно забывать в роторе, если быть раз зявой. Почему подгорала обмотка часто? На шли: причина в вибрации повышенной. А отчего она повышенная, вибрация-то? Рабочие, спорившие в перекурах, объясня ли по-своему: — Дело^в прыжке. Несоразмерный взя ли прыжок. — Какой это еще прыжок? В каком это прыжке? — В обыкновенном. В поступательном. Ну, сообразите. Были генераторы на сто мегаватт, потом на 120, на 150, на 175, по том на 225. В Братске последние. А после этого р-раз — прыжок. Вдвое. Сразу на 500. Соображаете? Как же ей тут не быть, вибрации? Близки к истине такие объяснения рабо чих: впервые в мире «скакнули» наши кон структоры на такую высоту (5001), и мы, значит, с ними. Не у кого поглядеть, не у кого поучиться. Водяное охлаждение нигде не применялось. Наметили дополнительно уплотнить стержни в пазах, это должно загасить ви брацию. Чем уплотнить? Изготовили риф леные стеклотекстолитовые пластины. Попробовали, укрепили — натолкали этих пластин по обе стороны каждого стержня. И что же? Датчики не показали никаких отклонений. Электросиловцы вздохнули облегченно и побежали звонить на железную дорогу. Звонить затем, чтобы железнодорожники вернули в Ленинград, на завод, находя щийся в пути очередной генератор, пред назначенный сюда же, для Красноярской ГЭС. В цехе-то ведь проще уплотнить, чем на станции. Потом электросиловцы- позвонили в Ле нинград к себе на завод и сказали — пусть бригада рабочих немедленно едет в командировку в Индию: туда месяц назад отправлены из Ленинграда генера торы тоже с водяным охлаждением и, сле довательно, там надо успеть до пуска уплотнить... Методом заинтересовалась одна из фирм Канады. Прилетели на самолете инженеры с Нут река поглядеть: у них тоже по проекту должно быть водяное охлаждение. Опыт, обретенный на Енисее, начинал мгновенно растекаться по стране, по миру. — Но это временные меры. Не станем обольщаться. Нужны более кардиналь ные,— высказался на комиссии главный инженер Брызгалов.— Нужно провести другую реконструкцию. С этими же стерж нями... — А не перестраховка ли? Надо ли еще... тратить усилия? — высказали сомне ния лабораторные специалисты. — Обязательно надо менять конструк цию стержня. Эти стержни длительную большую нагрузку не выдержат. Электросиловцы вернулись на завод и нашли решение. Изменили наконечник стержня, сделали соответствующую напай ку, отверстие сбоку... — Вот такую реконструкцию и провели мы с электросиловцами. То есть вместе с рабочими завода-изготовителя,— заканчи вает бригадир Митриков рассказ и, обмяк нув щеками, ждет вопросов от мужиков, полезших в карманы за куревом. Василий Митриков скромно умолчал, как на каждом агрегате меняли все 576 стержней, сколько провернули остроумных рационализаций, изобретений (миллионы рублей экономии!), сколько медалей ВДНХ было прислано сюда, как-Брызга-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2