Сибирские огни, 1981, № 2
Д И В Н Ы Е Д И В А , 129 датчанин: электрический ток творит вокруг себя какое-то явление магнитное. Прослышав о том событии, француз Ам пер и англичанин Фарадей кинулись выяс нять: а наоборот если — не может ли от этого самого магнитного явления электри ческий ток получиться? У Ампера терпе- ния не хватило: после нескольких экспери ментов он отложил это дело, дескать, вряд ли результат может быть положительным. Фарадей продолжал искать один. И через одиннадцать лет... Было это на рассвете, когда край туман-' ного неба над сопками выкрасился в алый цвет. Фарадей взял железное кольцо, об- мотал его на этот раз с двух сторон двумя медными проволочками, концы одной об- мотки соединил, а другую обмотку под ключил к батарее... И стрелка компаса ожила! С этим кольцом Фарадей, говорят, уве ковечен в статуе, что з Лондоне, в Коро левском университете. Так открыта была электромагнитная ин дукция. На этой самой индукции основано действие всех современных генераторов переменного тока. Перебирая историю, обнаруживаешь, как много русских имен сязано с прогрес сом электричества на планете. Электрический свет — Лодыгин Алек сандр Николаевич, Яблочков Павел Нико лаевич. Скрепление металлов электричеством (сварка, пайка и прочее) — Бенардос Ни колай Николаевич, уроженец деревни Бе- нардосовки на Херсонщине. Гальванопластика — Якоби Борис Семе нович, петербуржец. Первый электрический телеграф — Шил линг Павел Львович. Первый в мире трехфазный двигатель Доливо-Добровольский Михаил Осипович. Первая конструкция трансформатора — Усагин... Наплывает двурогое, красно лоснящееся существо, медленно и как бы осязает про странство впереди себя. Иногда мне это существо видится просто гигантским якорем, особенно если работа у нас в ночную смену и на уши давит усып ляющий тягучий гул. Ну да, якорь, выбирающий, где ему ухватиться. Мы на дне океана, а где-то над нами проходит корабль, выбросивший якорь. Навстречу вылезает из щели тол стенький, окатистый человек, глядит себе под ноги, переминается, штаны на нем об висли, он, поддернув их, выставляет ладонь щитком над головой. Двигает он ладонью чуть туда, сюда, и даже не всей ладонью, а лишь конца ми пальцев, при этом голову, покрытую ребристой защитой, держит наклоненной вниз. Якорь, это краснотелое существо, стран но, начинает выводить круги, поворачива-» ется, человек туда качнет пальцем, и су щество туда же, пальцы в обратную сто рону нагнутся, и существо туда же 9 Сибирские огни № 2 торопится, хотя развернуться ему, тяжело лобому, рогатому, не просто. Человек выжидает и разом на рогули ны— петлю, которую он держал промеж коленей. Рогач дергается, из глубины ще ли кто-то кричит: «Ви-ираі» А я... я спохватываюсь, что занимаюсь ерундой. Я говорил, что, дожив до солид ного возраста, не могу без фантазий. Они, фантазии, моя беда. Ничего такого-этакого не происходит. Просто пришел мостовой кран, пятисоттонник, и бригадир Вася Мит- риков с его помощью дергает из статор ных пазух клиньядержатели. Клиньядержатель — это длинная гибкая вилка из двух стальных прогонистых узких лент-зубцов. Выдернув такую вилку, бри гадир берет ее наперевес и, держа перед грудью, относит к загородке, кладет на рифленый щит. Возвращается, наклоняет ся над щелью, уперев руки в ляжки и чуть присев, кричит: — Вася, давай! Через минуту тот, что в щели, поколдо вав в неустойчивом пятне света, тоже кри чит: — Вася! Как там? Не задремал? ^ Через минуту третий голос, придавлен ный расстоянием, из дальней глуби: — Вася, болт тебе в определенном мес те!.. С гайкой. Давай! Вируй. Сам не усни. — Ви-ира! — гыкая, подхватывает тот, что на второй ступени, в щели, под брига диром. И ладонь бригадира опять выставляется вверх, пальцы туда — наклон, сюда — и тыч ком вверх, вверх. Ага, заело. Пальцы плавно клонятся, выворачивают ся в полукруге, что передается рогачу, и еще тычками — вверх, вверх. Вот она, милая, и эта штуковина пошла. Бригадир относит и ее туда, где раскину та подстилка. И снова: — Вася, давай! — Вася! От сна тебе какую-нибудь таб- леточку дать? А там Юра что делает? Как? ‘— Таблетки, Вася, себе береги. Вируй! У нас не то четыре, не то пять Вась. Ер маков, Хренков, Натура... Я пока еще не уловил, как они разбираются друг в друге, если физиономий не разглядеть. И ведь отзывается непременно тот, которого кли чут. А кличут только по имени. По фами лии не принято. Уловил я оттенки. Ну, то есть, это самое: если, значит, при произношении «Вася» один оттенок в голосе, то выходит, к Васе тому относится, какой нужен, а никак не к другому. Если же оттенок другой, ну, на пример, с мягким нажимом на «с» или с растяжкой этой же самой буквы, то, зна чит, и Вася другой. Так же и с Юрами. Юр тоже куча: Стребков, Селиверстов, Рычков, Голубев... Тут растяжка на «р» или ударение на «а», или замедление после «ю»: Ю-ура. Замед ление-пауза, конечно, короткая, едва при метная, иначе «ю» сама собой выйдет, а «ура» само собой. У нас, помню, на монтаже было в брига де сколько-то Борь. И на бетоне тоже бы ло. Так мы тогда проблему одолели прос-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2