Сибирские огни, 1981, № 2

Д И В Н Ы Е Д И В А , 129 датчанин: электрический ток творит вокруг себя какое-то явление магнитное. Прослышав о том событии, француз Ам­ пер и англичанин Фарадей кинулись выяс­ нять: а наоборот если — не может ли от этого самого магнитного явления электри­ ческий ток получиться? У Ампера терпе- ния не хватило: после нескольких экспери­ ментов он отложил это дело, дескать, вряд ли результат может быть положительным. Фарадей продолжал искать один. И через одиннадцать лет... Было это на рассвете, когда край туман-' ного неба над сопками выкрасился в алый цвет. Фарадей взял железное кольцо, об- мотал его на этот раз с двух сторон двумя медными проволочками, концы одной об- мотки соединил, а другую обмотку под­ ключил к батарее... И стрелка компаса ожила! С этим кольцом Фарадей, говорят, уве­ ковечен в статуе, что з Лондоне, в Коро­ левском университете. Так открыта была электромагнитная ин­ дукция. На этой самой индукции основано действие всех современных генераторов переменного тока. Перебирая историю, обнаруживаешь, как много русских имен сязано с прогрес­ сом электричества на планете. Электрический свет — Лодыгин Алек­ сандр Николаевич, Яблочков Павел Нико­ лаевич. Скрепление металлов электричеством (сварка, пайка и прочее) — Бенардос Ни­ колай Николаевич, уроженец деревни Бе- нардосовки на Херсонщине. Гальванопластика — Якоби Борис Семе­ нович, петербуржец. Первый электрический телеграф — Шил­ линг Павел Львович. Первый в мире трехфазный двигатель Доливо-Добровольский Михаил Осипович. Первая конструкция трансформатора — Усагин... Наплывает двурогое, красно лоснящееся существо, медленно и как бы осязает про­ странство впереди себя. Иногда мне это существо видится просто гигантским якорем, особенно если работа у нас в ночную смену и на уши давит усып­ ляющий тягучий гул. Ну да, якорь, выбирающий, где ему ухватиться. Мы на дне океана, а где-то над нами проходит корабль, выбросивший якорь. Навстречу вылезает из щели тол­ стенький, окатистый человек, глядит себе под ноги, переминается, штаны на нем об­ висли, он, поддернув их, выставляет ладонь щитком над головой. Двигает он ладонью чуть туда, сюда, и даже не всей ладонью, а лишь конца­ ми пальцев, при этом голову, покрытую ребристой защитой, держит наклоненной вниз. Якорь, это краснотелое существо, стран­ но, начинает выводить круги, поворачива-» ется, человек туда качнет пальцем, и су­ щество туда же, пальцы в обратную сто­ рону нагнутся, и существо туда же 9 Сибирские огни № 2 торопится, хотя развернуться ему, тяжело­ лобому, рогатому, не просто. Человек выжидает и разом на рогули­ ны— петлю, которую он держал промеж коленей. Рогач дергается, из глубины ще­ ли кто-то кричит: «Ви-ираі» А я... я спохватываюсь, что занимаюсь ерундой. Я говорил, что, дожив до солид­ ного возраста, не могу без фантазий. Они, фантазии, моя беда. Ничего такого-этакого не происходит. Просто пришел мостовой кран, пятисоттонник, и бригадир Вася Мит- риков с его помощью дергает из статор­ ных пазух клиньядержатели. Клиньядержатель — это длинная гибкая вилка из двух стальных прогонистых узких лент-зубцов. Выдернув такую вилку, бри­ гадир берет ее наперевес и, держа перед грудью, относит к загородке, кладет на рифленый щит. Возвращается, наклоняет­ ся над щелью, уперев руки в ляжки и чуть присев, кричит: — Вася, давай! Через минуту тот, что в щели, поколдо­ вав в неустойчивом пятне света, тоже кри­ чит: — Вася! Как там? Не задремал? ^ Через минуту третий голос, придавлен­ ный расстоянием, из дальней глуби: — Вася, болт тебе в определенном мес­ те!.. С гайкой. Давай! Вируй. Сам не усни. — Ви-ира! — гыкая, подхватывает тот, что на второй ступени, в щели, под брига­ диром. И ладонь бригадира опять выставляется вверх, пальцы туда — наклон, сюда — и тыч­ ком вверх, вверх. Ага, заело. Пальцы плавно клонятся, выворачивают­ ся в полукруге, что передается рогачу, и еще тычками — вверх, вверх. Вот она, милая, и эта штуковина пошла. Бригадир относит и ее туда, где раскину­ та подстилка. И снова: — Вася, давай! — Вася! От сна тебе какую-нибудь таб- леточку дать? А там Юра что делает? Как? ‘— Таблетки, Вася, себе береги. Вируй! У нас не то четыре, не то пять Вась. Ер­ маков, Хренков, Натура... Я пока еще не уловил, как они разбираются друг в друге, если физиономий не разглядеть. И ведь отзывается непременно тот, которого кли­ чут. А кличут только по имени. По фами­ лии не принято. Уловил я оттенки. Ну, то есть, это самое: если, значит, при произношении «Вася» один оттенок в голосе, то выходит, к Васе тому относится, какой нужен, а никак не к другому. Если же оттенок другой, ну, на­ пример, с мягким нажимом на «с» или с растяжкой этой же самой буквы, то, зна­ чит, и Вася другой. Так же и с Юрами. Юр тоже куча: Стребков, Селиверстов, Рычков, Голубев... Тут растяжка на «р» или ударение на «а», или замедление после «ю»: Ю-ура. Замед­ ление-пауза, конечно, короткая, едва при­ метная, иначе «ю» сама собой выйдет, а «ура» само собой. У нас, помню, на монтаже было в брига­ де сколько-то Борь. И на бетоне тоже бы­ ло. Так мы тогда проблему одолели прос-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2