Сибирские огни, 1981, № 2

-128 А Н А Т О Л И И З Я Б Р Е В Алка, которая когда-то возила в автобусе нас, монтажников, и потом вышла замуж за нашего бригадника Муромца, конечно, тоже не утерпе'ла бы. — Не люди, что ли? — резонно спраши­ вает кондукторша, направляя шею туда, к первой площадке. — Мы пассажиры,— настаивает балагур нарочито сердитым голосом. — Еще чего! — кондукторша, конечно, заподозрила в реплике подвох и на всякий случай напускает на себя хмурость. А мужичонка уже рассуждает будто сам с собой и в то же время на весь автобус: — Возьмем предметы. У них названия. У вилки — вилка. У ложки — ложка. У та­ рантаса— тарантас. А как в машину все это хозяйство свалил, поскидал — оно уж... Что оно? Вот и ясно. Оно — груз. А не та­ рантас. Мне, признаться, приятно слушать такое. Родным потянуло. Не знаю, как нынче, а прежде-то у нас на таких философов был урожай. Во всякой бригаде они держались. Как отложил инструмент, присел перевес­ ти дух, пот с бровей и с век утереть, взяв­ шихся солью, так и философ-балагур тут как тут. На монтаже у нас по этому делу выпи­ сывал кренделя Петя Огулов, холостяк в тридцать лет, не вышедший внешностью и подтрунивавший над собой. Я ловлю, что голова моя сама собой анализирует сказанное мужичонкой про вилки, про тарантас... И высветляется не­ ожиданное: да ведь и верно, мы все в ав­ тобусе без этого мужичонки просто акку­ ратные, чинные пассажиры, прав он, мужи­ чонка-то! А при нем мы вот уж и люди (права, значит, и кондукторша). Мне смеш­ ным становится такой ход мыслей, и я ра­ дуюсь, что смешным, перевернутым туда и не туда. Вдоль дороги тянулись рядки просвечен- но-зеленых лиственок в рост человека. Они где по две вместе, где по три. Это затем, чтобы если какая не выдержит, пропадет, так чтобы место не оголилось. С расчетом на борьбу, на выживание. Когда-то здесь росли буростволые сос­ ны, с полопавшейся от времени шишкова­ той корой. Они не выдержали чадного удушья — этой дорогой, зимой, при низ­ ком тумане, сновали денно и нощно «МАЗы», «УАЗы» с бетоном, камнем в гре­ мящих кузовах. Теперь во.т вместо них лиственки. По две, по три в гнезде. С расчетом на выжи­ вание. Чаду давно нет. Лиственки бойко тя­ нутся. Немного грустью окатывает при мысли, что двум из трех лиственок погибать, в гнезде-то может только одна взрослая ужиться. Моя стихия, значит,— генераторы. Вы- штудировать я их обязан до последней шайбы. История... Наши, отечественные, гидроге­ нераторы были впервые слажены ленин­ градской «Электросилой» в 1925 году. Для Волховки. Мощность 7250 киловатт со спо­ собностью делать 75 оборотов в минуту. В тридцатые Годы электросиловцы шагнули через несколько ступеней: генераторы для ДкепроГЭСа они выдали уже в 65 тысяч киловатт при 8В оборотах в минуту. В 1953 году генераторы для Волжской ГЭС. Мощность 115 тысяч киловатт. Про них в литературе писалось: «Они имеют рекордные значения электромагнитного момента и улучшенные параметры устой­ чивости работы в энергосистеме». В 1960 году электросиловцы создали 18 генераторов для Братской ГЭС. Мощность каждого почти вдвое больше, чем у Волж­ ских,— 225 тысяч киловатт. Создав, конст­ рукторы молвили: «Это предел, товарищи. Предел при сегодняшнем способе охлаж­ дения обмотки...» — А как же дальше с прогрессом? — спросили у них. — Дальше? — задумались конструкто­ ры.— Дальше искать будем. Нужна прин­ ципиально новая система... Не прошло и семи лет, конструкторы выдали генератор, мощнее братского в два с лишним раза. Вот он, передо мной. Пол­ миллиона килозатт! Семьдесят Волховских в одном! Обмотка статора впервые в мире охлаждается водой (особо очищенной), а обмотка полюсов ротора — форсирован­ ным воздухом. Напряжение на нем 15 750 вольт. Тогда, в 67-м, мы, монтажники-турбинис- ты бригады Калинкина, вылазили из своей глубинной холодной шахты, из глухой спи­ ральной камеры, сюда, на верхний гори­ зонт, чтобы помочь монтажникам-генера- торщикам бригады Ждановича. Помочь со­ брать и отладить масляную ванну на этом первом в мире «полмиллионщике». Мы тогда не вникали в то, что главное тут за­ висит от «разности потенциалов, а разность потенциалов — от конденсаторов, которые в свою очередь зависят тоже от потенци­ ала...» Теперь же это мой хлеб. Я должен знать не примерно, а точно, что «чем больше электроемкости конденсаторов (того са­ мого, какой отсоединяет при демонтаже Булат Субханкулов, а потом он же припаи­ вает), тем меньше его потенциал, а чем меньше потенциал, тем больше разность потенциалов относительно другого полю­ са; надо ставить на одном из полюсов кон­ денсатор большой емкости, а на другом наоборот...» Не могу не упомянуть в этих записках дальнюю историю о том, как мудрый итальянец, на перевале восемнадцатого века, опустил цинковый стерженек в сер­ ную кислоту. Туда же сунул медный электрод, соединил его проволочкой с цинковым. По проволочке пошел ток... А позднее, в 1820 году, датчанин Эрстед читал лекцию по электричеству, расставил на столе приборы. Совсем случайно ком­ пас оказался близко от токопроводящей проволочки. Глянул Эрстед на компас, и вдруг видит, что стрелка компаса с юга на запад хвостом. С чего бы это? Догадался

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2