Сибирские огни, 1981, № 2
126 в агрегате, может привести в зону элект рического напряжения. Третье: не оста ваться одному в агрегате, который ремон тирует бригада, быть только с бригадой. Почему? Да опять же потому... Про одного могут забыть и подать ток. Четвертое: по вторяю, бдительность, как... на минном по ле. Не преувеличиваю. Понял? — Понял,— я слушал, признаюсь, не внимательно. Не новичок же. Этот парень под стол пешком ходил, когда я тут уж лазил. — Нет, ты подумай,— молодой человек пригнул крупную голову с причесанными назад темными, пружинно непокорными волосами, поймал мои глаза взглядом из- под низу. — Да чего ж тут,— проговорил я: мне бы рассердиться на него за разжевывание таких азов, но я уважал пунктуальность.— Понятно,— повторил я и крутнулся на сту ле, выказав нетерпение. — Еще раз подумай,— парень неодоб рительно подтянулся, выждал, потом при двинул раскрытую тетрадь.— Вот тут, по • этой строчке, в этом столбце, клади рос пись. Я беру стержневую ребристую ручку, меня окатывает волнение: вот распишусь и окажусь совсем качественно новым субъектом. ЭксплуатационникІ Прежде это понятие было где-то вверху, за пределами, а вот теперь... Вывожу одну букву, вто рую. — Что? Что-нибудь непонятно? — по-сво ему расценивает мое состояние молодой человек. Я молчу, и он позволяет себе усмехнуть ся одной щекой. Потом достает из карма на пиджака обломок черной железной скобы, приставляет к шайбе, лежавшей на бумаге. Шайба подтягивается к скобе и тут же отпрыгивает, как бы живая, уколо лась. — Отчего? — молодой человек все так же со смыслом кривит щеку. — Оттого, что круглая,— отвечаю я уже с раздражением. Не хватало, чтобы он ме ня ловил на таких пустяках! — Так вот бывают и работники. Если они тоже... круглые. Притянутся, а потом... На участке у нас, напоминаю, такого не долж но быть. Если уж притянулся — не пры гать. Ко-оллекти-ив! «Силе-енІ» — одобряю я про себя, не сколько сбитый с линии. Это Головкин Иван Андреевич, мой мас тер. — В шкафу спецовка. Там же каска,— кивает он, уже поторапливая.— Переоде вайся, пошли. Пиджак по плечам, брюки же — хоть еще такого. Однако — прекрасно! Бетонная траншея, идущая кольцом. Чет вертый агрегат. Мрак плотный облапил ме ня. В глубине проступает желтое пятно. Оно не столько желтое, сколько серое. Лампа-переноска. Не то две, не то три каски шевелятся в полусвете. — Расконтрогай... Инструмент свой не принес? — одутловатое лицо поворачивает ся ко мне. А Н А Т О Л И И З Я Б Р Е В — Ах, да,— спохватываюсь я, соображая, что надо бы, прежде чем спускаться сюда, зайти на бклад, выписать, взять себе набор инструментов. Ищу мастера, но он, успев отдать рабочим какие-то распоряжения на счет меня, исчез. Слышно, как снизу вверх топают, затихая, его шаги. — Ладно,— говорит рабочий.— Для на чала... Вон мой ящичек, возьми. Расконт рогай... Нашариваю жестяную коробку, а в ней зубило, молоток. Расконтрогаить — ха, ра бота! Треугольник приплюснут к гайке. Будто он приластился и прилег живым су ществом. И, надо сказать, плотно прилег, не остав-ив и малого зазора. Так надо. На болты и треуголки падает скользящий луч, они отблескивают. Они над головой. При кладывай зубило и хлопай молотком. Вся хитрость. Но прежде распрями спину. А для этого голову и плечи втолкай вон в то промежье. Осознаешь, что в тебе лиш нее, в твоей кости, в теле, а что нелиш нее. Ага, вот зубило приставлено к месту. Те перь спокойно по нему молотком. Однако размаха для молотка нет. Голову держи запрокинутой, втяни ее в плечи и так дер жи. И еще ноги — в полуприседе. Лязг, лязг. С другой стороны: лязг, лязг. Передвигайся. Голову все так же физио номией вверх, и руки вверх, ноги в полу приседе. Глаза на треуголках. Так сбере жешь секунды, так будет темп. Стоп. Теперь бери ключ. Какого разме ра? На глаз определяю. Ага, в самый раз. Гайки посажены аккуратно, редко какая гайка под ключом не поддается сразу. Извлекаю болты. Улавливаю, как за мной следит ближняя голова в ребристой каске. Пусть! Пластины, гайки, болты, шайбы,— конечно, все в одно место. С каждого кон денсатора, конечно, отдельно. Это сюда, на брустверок, а это сюда. Чтобы потом не спутать, подручно чтобы потом вышло. Конденсаторы отслаиваются под соб ственной тяжестью, едва выдернешь пос ледний болт. Увесисто и объемно ложатся в подставленные ладони. В душе доверие к металлу. И у этих штук тоже доверие к твоим ладоням, иначе бы они так не приле гали к пальцам, к коже. Опять окатывает со спины, по позвоночнику: эксплуатацион ник яі И к тому же не по турбинной части, а по чисто электрической. Ну, не совсем пока чистой, но все же... — Пока все. Отдыхай,— слышу я голос сбоку.— Хватит. Перекур! Пошли наверх. Подниматься наверх я отказываюсь, реб ристая каска, покачавшись, проваливается за перегородку, возникает снова в проеме, уплывает во мрак. Я сажусь на кусок швел лера. Прикосновение к бетонному столбу холодит. Слежу, как в розовом узком'-лу че, выскальзывающем из-под жестяного лепестка, сбегает к моим ботинкам вода. Сбегает сперва струисто, потом капелью. Когда и капель перестает падать, теснота вдруг взрывается вспышкой. Автоген проходит моим следом. Прият но, когда кто идет твоим следом, продол жает начатое тобой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2