Сибирские огни, 1981, № 1

ЧЕСТЬ В ДЕЛЕ 191 поеторимого уголка может лишиться го­ род. По сути Жмурккна заводь— та пупо­ вина, которая связывает современный развивающийся Лыков с его прошлым, традициями, с его неповторимым среди русских городов лицом. И, конечно же, Лосев не мог оставаться равнодушным к тому, как отнесутся к его поступку жи­ тели. Но не так-то, оказывается, и просто пе­ реступить выгоду. Выгода обладает очень притягательной силой, поскольку, как пра­ вило, воплощена в наглядном результате, достигаемым с максимально возможной быстротой и высоким коэффициентом по­ лезного действия. И чтобы пересилить, пе­ реступить выгоду, за ней надо суметь уви­ деть что-то гораздо более весомое, значи­ тельное, что бы могло всего человека без остатка увлечь за собой. Этим «что-то» мо­ жет быть, пожалуй, только одухотворяю­ щая человека идея. Личность, не одержи­ мая такой идеей, не несущая в себе ее благотворный заряд, едва ли способна ус­ пешно противостоять натиску бездуховно­ сти и голого рационализма. Ведь потому и сломались преждевре­ менно Тоскин и Атакузы, что не видели дальше своего кишлака, района, личной выгоды и благополучия. И наоборот, идей­ ная устремленность, взгляд в будущее по­ зволяли героям первых лет Советской вла­ сти и первых пятилеток в невероятно труд­ ных условиях, когда надо было говорить не о нехватке, а о полном отсутствии мно­ гих материалов, создавать могучую про­ мышленность, строить социалистическое сельское хозяйство. Отец Лосева, чудак и неудачник, писал в своем дневнике: «...Живем мы в бедно­ сти. Получаем на карточки кило сахару в месяц. Это на всю семью. Ордер на пару ботинок. На электричество — лимит. Пере­ жгли лишку — отключают. Всюду очере­ ди... Несмотря на эти трудности, мы име­ ем идею будущей справедливой жизни и можем осуществлять ее в творчестве. По­ ка есть идея, все терпимо». Дух этой идеи свято поддерживают в романах Д. Гранина и А. Якубова предста­ вители старшего поколения коммунистов. Рвет, как говорится, постромки, жестоко ошибается, впадает в крайности, но не от­ ступает от своего бывший железный ко­ миссар Поливанов. С великой идеей в душе прошел свой жизненный путь Шаму- радов, и преданность ей, как бы ни прихо­ дилось трудно, не позволяла ему лавиро­ вать и приспосабливаться. Благополучная жизнь, о которой мечта­ ли поколения, делавшие революцию, за­ щищавшие ее завоевания от фашизма, восстанавливавшие из руин и пепла разру­ шенное войной хозяйство, наступила. Материальный достаток становится ес­ тественной и необходимой чертой нашего общества. И вопрос нынче стоит не о ми­ нимальных потребностях, а о постоянном удовлетворениии все возрастающих запро­ сов. Но вырос ли человек сегодняшний духовно? Принял ли на вооружение идеа­ лы, верно служившие на протяжении деся­ тилетий не одному поколению отцов, де­ дов, прадедов? Или, может быть, вырабо­ тал новые, которые больше соответствуют современному течению жизни? А. Якубов на протяжении всего романа «Совесть» убеждает читателя, что идеалы добра, честности и справедливости никог­ да не утратят своего значения. Они пере­ даются как эстафета. Надо только помочь проникнуться ими идущим вослед. Вот по­ чему с такой тщательностью А. Якубов вы­ писывает взаимоотношения Нормурада Шамурадова с Шукуровым. Гранинский Поливанов тоже окружен жадно внимающей ему молодежью . Одна­ ко фигура Поливанова гораздо более про­ тиворечива, как противоречиво отношение к нему и его влияние. Как видим, разными путями, разными художественными средствами, не в уни­ сон, но оба автора сходятся в одном : есть кому продолжать традиции, немало их, по- настоящему честных, бескомпромиссных, осознавших свое назначение людей, кото­ рые будут продолжать нести завещанные идеалы. Знать свое высшее предназначение, стремиться к нему — в этом залог посто­ янного движения вперед, гарантия от за­ стоя. Призванием Лосева было «осчастлив­ ливать людей», постоянно творить для них добро. ■ Жмуркину заводь Лосев не отдал, дом Кислых, историческую достопримечатель­ ность города, не позволил взорвать. Он понял, что несмотря на все материальные выгоды, город лишится своей гармонии, души, и этого жители ему не простят. Они перестанут верить ему, уважать его, он пе­ рестанет быть для них нужным, не сможет больше «осчастливливать людей», и жизнь потеряет для него смысл. Лосев находит в себе силы переступить выгоду. Он так и не стал заместителем Уварова. Отказался. Уехал начальником одной из крупных строек. Было ли это бег­ ство на пути к победе неизбежным? Пожа­ луй, да. Лосев начинал решительно очи­ щаться от того, прежнего Лосева, стре­ мившегося во всем походить на Уварова. Он понимал, что с этого времени уже не в состоянии будет идти на новые компро­ миссы с совестью. Зато очень уютно устроился на его ме­ сте бывший подчиненный Лосева М орщ и- хин. Это он организовал взрыв дома Кис­ лых. И вот теперь, нимало не смущаясь по­ жинает плоды побед Лосева. Наследство ему досталось хорошее, с начальством он поладит любым, ну, а жители... жители ско­ ро забыли о существовании Лосева. Драматичен исход судьбы Атакузы Ума­ рова. Ведь и его предназначением было «осчастливливать людей». Но достигнув больших высот, он забыл об этом, и только тогда, когда все было кончено, когда «кув­ шин разбился», Атакузы «понял, не только весь горький смысл своих ошибок, н о — и это главноеі — понял, на что способен. Как много доброго мог еще сделать в жизниі» Прозрение Умарову дается нелегко: снятие с должности, смерть единственного близкого родственника, которого, несмот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2