Сибирские огни, 1981, № 1
ЧЕСТЬ В ДЕЛЕ 191 поеторимого уголка может лишиться го род. По сути Жмурккна заводь— та пупо вина, которая связывает современный развивающийся Лыков с его прошлым, традициями, с его неповторимым среди русских городов лицом. И, конечно же, Лосев не мог оставаться равнодушным к тому, как отнесутся к его поступку жи тели. Но не так-то, оказывается, и просто пе реступить выгоду. Выгода обладает очень притягательной силой, поскольку, как пра вило, воплощена в наглядном результате, достигаемым с максимально возможной быстротой и высоким коэффициентом по лезного действия. И чтобы пересилить, пе реступить выгоду, за ней надо суметь уви деть что-то гораздо более весомое, значи тельное, что бы могло всего человека без остатка увлечь за собой. Этим «что-то» мо жет быть, пожалуй, только одухотворяю щая человека идея. Личность, не одержи мая такой идеей, не несущая в себе ее благотворный заряд, едва ли способна ус пешно противостоять натиску бездуховно сти и голого рационализма. Ведь потому и сломались преждевре менно Тоскин и Атакузы, что не видели дальше своего кишлака, района, личной выгоды и благополучия. И наоборот, идей ная устремленность, взгляд в будущее по зволяли героям первых лет Советской вла сти и первых пятилеток в невероятно труд ных условиях, когда надо было говорить не о нехватке, а о полном отсутствии мно гих материалов, создавать могучую про мышленность, строить социалистическое сельское хозяйство. Отец Лосева, чудак и неудачник, писал в своем дневнике: «...Живем мы в бедно сти. Получаем на карточки кило сахару в месяц. Это на всю семью. Ордер на пару ботинок. На электричество — лимит. Пере жгли лишку — отключают. Всюду очере ди... Несмотря на эти трудности, мы име ем идею будущей справедливой жизни и можем осуществлять ее в творчестве. По ка есть идея, все терпимо». Дух этой идеи свято поддерживают в романах Д. Гранина и А. Якубова предста вители старшего поколения коммунистов. Рвет, как говорится, постромки, жестоко ошибается, впадает в крайности, но не от ступает от своего бывший железный ко миссар Поливанов. С великой идеей в душе прошел свой жизненный путь Шаму- радов, и преданность ей, как бы ни прихо дилось трудно, не позволяла ему лавиро вать и приспосабливаться. Благополучная жизнь, о которой мечта ли поколения, делавшие революцию, за щищавшие ее завоевания от фашизма, восстанавливавшие из руин и пепла разру шенное войной хозяйство, наступила. Материальный достаток становится ес тественной и необходимой чертой нашего общества. И вопрос нынче стоит не о ми нимальных потребностях, а о постоянном удовлетворениии все возрастающих запро сов. Но вырос ли человек сегодняшний духовно? Принял ли на вооружение идеа лы, верно служившие на протяжении деся тилетий не одному поколению отцов, де дов, прадедов? Или, может быть, вырабо тал новые, которые больше соответствуют современному течению жизни? А. Якубов на протяжении всего романа «Совесть» убеждает читателя, что идеалы добра, честности и справедливости никог да не утратят своего значения. Они пере даются как эстафета. Надо только помочь проникнуться ими идущим вослед. Вот по чему с такой тщательностью А. Якубов вы писывает взаимоотношения Нормурада Шамурадова с Шукуровым. Гранинский Поливанов тоже окружен жадно внимающей ему молодежью . Одна ко фигура Поливанова гораздо более про тиворечива, как противоречиво отношение к нему и его влияние. Как видим, разными путями, разными художественными средствами, не в уни сон, но оба автора сходятся в одном : есть кому продолжать традиции, немало их, по- настоящему честных, бескомпромиссных, осознавших свое назначение людей, кото рые будут продолжать нести завещанные идеалы. Знать свое высшее предназначение, стремиться к нему — в этом залог посто янного движения вперед, гарантия от за стоя. Призванием Лосева было «осчастлив ливать людей», постоянно творить для них добро. ■ Жмуркину заводь Лосев не отдал, дом Кислых, историческую достопримечатель ность города, не позволил взорвать. Он понял, что несмотря на все материальные выгоды, город лишится своей гармонии, души, и этого жители ему не простят. Они перестанут верить ему, уважать его, он пе рестанет быть для них нужным, не сможет больше «осчастливливать людей», и жизнь потеряет для него смысл. Лосев находит в себе силы переступить выгоду. Он так и не стал заместителем Уварова. Отказался. Уехал начальником одной из крупных строек. Было ли это бег ство на пути к победе неизбежным? Пожа луй, да. Лосев начинал решительно очи щаться от того, прежнего Лосева, стре мившегося во всем походить на Уварова. Он понимал, что с этого времени уже не в состоянии будет идти на новые компро миссы с совестью. Зато очень уютно устроился на его ме сте бывший подчиненный Лосева М орщ и- хин. Это он организовал взрыв дома Кис лых. И вот теперь, нимало не смущаясь по жинает плоды побед Лосева. Наследство ему досталось хорошее, с начальством он поладит любым, ну, а жители... жители ско ро забыли о существовании Лосева. Драматичен исход судьбы Атакузы Ума рова. Ведь и его предназначением было «осчастливливать людей». Но достигнув больших высот, он забыл об этом, и только тогда, когда все было кончено, когда «кув шин разбился», Атакузы «понял, не только весь горький смысл своих ошибок, н о — и это главноеі — понял, на что способен. Как много доброго мог еще сделать в жизниі» Прозрение Умарову дается нелегко: снятие с должности, смерть единственного близкого родственника, которого, несмот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2