Сибирские огни, 1981, № 1
190 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН нельзя сказать, что Атакузы страдает отсутствием чувства совести. А. Якубов изобразил сложный, неоднозначный ха рактер. Недаром Ш укуров всегда чувство вал «тугой узел, который возникал перед ним, когда он пытался разобраться в лич ности Атакузы... То эгоист, способный уб рать с дороги любого, то одинокий пут ник, уставший от нелегкой дороги».» С од ной стороны, «человека ни во что не ставит», с другой — «сначала обидит чело века, потом угрызается». Но совесть в Ата кузы задавлена тем грузом беспринципно сти и бесчестности, которые Умаров на жил, общаясь с «нужными» людьми. Совесть для Атакузы перестала сущест вовать как нравственная ответственность перед людьми, обществом. Она трансфор мировалась в другой, более легкий, более доступный вид ответственности — матери альной, которая выражается (впрочем, то же лишь в сугубо рационалистическом по нимании) в ответственности хозяйственни ка перед вышестоящими организациями за выпускаемую продукцию. Такая подмена сводит до минимума духовное в человеке, еще категоричнее отношение к совести у одного из героев «Картины» — предобл исполкома Уварова: «— Совесть обычно проявляется, когда нет конкретных оправданий, — говорит он.— Не понимаю я этого. Честность пони маю, это можно проверить. Правда — не правда, полезно — вредно, приятно — не приятно, все понимаю, а совесть — эфир, бесконтрольное состояние». Человек без нервов и эмоций, «человек- компьютер», Уваров — доведенный до сво его логического завершения тип Мешкова. Он не то, чтобы вообще против традици онных человеческих чувств, той же, ска жем, совести. Он просто не в состоянии понять и принять того, чего нельзя вычис лить или доказать формальной логикой. «...Ведь все можно посчитать. И красоту, и пользу ее»,— уверен Уваров, й это страш но. Совесть нельзя прибросить на костяш ках счет или получить ее параметры на вы числительной машине, а потому для Ува ровых она эфемерная нереальность. Для них существует другое правило: «В наше время требуются реальные вещи. Выгода, которую можно подсчитать и показать». Фетишизация выгоды в любой сфере че ловеческой жизнедеятельности ведет к разрушению личности, отчуждению от об щества, ибо стираются грани между дозво ленным и недозволенным, а из души чело века вытравливается все то, что не способ ствует получению выгоды: честь, совесть, нравственность, гуманизм. В какой-то момент это остро начинает ощущать Лосев. Правда, і долгое время Уваров для него — образец руководителя. И, поскольку самому Лосеву Не всегда хватает рационализма, умения из множе ства вариантов решения выбирать одно оп тимальное, хладнокровия, его тяга к Ува рову естественна. Но, как человеку гораз до более тонко душевно организованному, Лосеву довольно быстро становятся тесны рамки уваровского рационализма, во главу угла ставящего только выгоду. Затянутый в сети цинично-рассчетливых связей, Лосев все острей чувствует, как превращается он в чиновника, как удаля ется от простого человеческого общения. Лосев уже не верит в искренность деловых отношений, так как знает — это невыгодно, как невыгодно «иметь характер», потому что «качествами характера пользовались», невыгодно иметь свое лицо (и на лице его постоянная маска-образ, симпатичный для окружающих, удобный для владельца). Даже в обычной душевности молодой учи тельницы рисования Тани Тучковой, в ее расположении к нему, Лосеву поначалу мерещится какая-то корысть: «В голосе ее были отчаяние и восторг. Потом он вспомнил этот момент, как ему захотелось ее поцеловать и как в этот же момент появилась неприятная насторожен ность— что она имела в виду, говоря это? Зачем она так? Наверняка ей что-то нуж но. Как ни постыдна была эта мысль, он не мог заглушить ее, тот, другой Лосев, ци нично ждал, когда Тучкова’ обратится с ка кой-нибудь просьбой и станет ясно, ради чего она старалась». Изнурительная борьба за Жмуркину заводь, естественную реликвию старинно го Лыкова, потребовала от Лосева всех ду шевных сил, заставила его действовать с открытым забралом. И борьба эта для Ло сева стала тяжелейшим испытанием: со весть его боролась с выгодой, честь — с теми бесчестными принципами, которые так долго и упорно внушали ему как хо зяйственную науку. В общем-то, Лосев ре шал старую, как мир, проблему: «посту пись — получишь при жизни славу, деньги, сохрани себя, стой на своем — тогда терпи хулу и бедность». И надо-то было всего Лосеву сделать не большой шажок в сторону — не мешать строителям занять берега Жмуркиной за води под филиал завода счетных машин. Стройка сулила большие выгоды в даль нейшем развитии Лыкова. Открывались перспективы и для Лосева. Уваров пригла сил его к себе в заместители. Лосев принимает предложение Уварова, обосновывая свое решение выгодой для будущего города (мол, на новом месте он может сделать для города гораздо боль ше). В начале статьи мы говорили о том, что на протяжении всего романа Лосев остает ся высоконравственной личностью. Однако в обмене, который он намеревался совер шить, нет ничего противоречащего лосев ской натуре. Его постоянно нацеливали на выгоду, выгоду любой ценой, вот он и ре шил, когда подвернулся момент, повыгод ней продать Жмуркину заводь. Тем более, что в данном случае выгоды самого Лосе ва удачно совпадали с выгодами, которые сулило городу строительство. Тем не менее, отдав заповедное место, Лосев не мог оставаться с незамутненной совестью и непотревоженной душой. Б Лыкове он родился, на берегах Жм ур киной заводи прошло его детство, с этим местом, как и у многих-многих его со граждан, связаны у Лосева лучшие воспо минания. Он отлично понимает, какого не-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2