Сибирские огни, 1981, № 1
188 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН купеческого размаха застольях. Существу ют и 'более тонкие формы. Вахид Мираби- дов, например,— доктор наук, видная фи гура в своем институте, но главное, науч ный руководитель сына Умарова Хайда ра,— чуть ли не каждое лето с шахскими почестями отдыхает в профилактории кол хоза, хотя никакого отношения к нему не имеет. Более того, в знак глубокого ува жения Атакузы обещает устроить Мираби- дову обсуждение его книги, на котором колхозники (естественно, по указке пред седателя) выдвинут ее автора на соискание Государственной премии. Важной фигурой, влияющей на форми рование жизненной позиции и нравствен ного облика Атакузы, является секретарь обкома по сельскому хозяйству Бахмурад Халмурадов. Он постоянно поддерживает Умарова, сквозь пальцы смотрит на прояв ляющееся в передовом председателе рва чество, беспринципность, сам способствует этому, всеми правдами ■ и неправдами (не редко в ущерб другим хозяйствам) выдви гая Атакузы на передовые позиции. Впро чем, дружба Умарова с Халмурадовым да леко небескорыстна. Халмурадов делает на Атакузы ставку, упорно продолжая д ер жаться за йдею хозяйств-маяков, которая в качестве государственной политики дав но изжила себя, уступив место многосто роннему комплексному развитию всего народного хозяйства. А держится Халму радов за'«маяки» потому, что эта система помогает ему закрыть прорехи на других участках, работы. Безнравственная и беспринципная в сво ей основе эта «логика» становится меха низмом деятельности Атакузы. Он уверен, что «если крепко держаться за букву за кона, останешься с пустыми руками». И на человека Атакузы теперь смотрит не с точки зрения того, какой он, а кто перед ним. Умаров готов даже породниться с подлецом и карьеристом Бурибаевым, пре красно зная о всей его подноготной. Бури- баев силой завладел невестой Джаббара, сына Нормурада Шамурадова, пользуясь тем, что сам Джэббар в это время сра жался на фронте; впоследствии он с по мощ ью родственников жены устраивает свою карьеру, не гнушается ничем, обтя пывая свои дела. Но Бурибаев «нужный» человек, он многое м,ожет «достать», и это решает все, даже судьбу собственной до чери, которую Атакузы намеревается вы дать замуж за сына Бурибаева. «Плохой Бурибаев, хороший ли, но в его руках большое и очень важное в нынеш ней жизни учреждение, Снабженец, одно слово. М ож но ли пройти мимо такого че ловека?»— рассуждает Умаров. Возникает вопрос; отчего это сейчас в таком почете люди, умеющие «достать»? Даже не посвященному в тайны эконо мики хорошо известно, что успешное хо зяйствование в любых масштабах зависит от планомерного и бесперебойного снаб жения. Нарушение ритма сказывается во всех звеньях экономического организма, оказывая определенное влияние и на нравственную сторону деловых отноше ний. «Вот он, секретарь райкома, требует от них хлопка, беспрекословного выполнения плановых заданий...— размышляет Ш уку- ров. А сам в глаза не может посмотреть. И к&к посмотришь, когда требовать требу- ешь, а дать то, что нужно для того же хлопка, не можешь. Не сами ли мы толка ем раисов на обходные пути?..» А вот что по этому поводу думает Ата кузы; «...Обязан он дать по плану пятнадцать тысяч тонн хлопка. ...Чтобы добыть их, нужна тысяча тонн удобрений! А отпуска ют не больше пятисот. Вот и доставай, как знаешь, хоть из-под земли». Полное единодушие. Разница только в том, что секретарь райкома констатирует сложившуюся ситуацию как горестный факт и всеми силами с ней борется — пи шет и в обком и в Госплан, а Умаров видит в создавшемся положении полное себе, оправдание; «Упрекаете в ловкачестве? За коны нарушаю? Наведите порядок, плани руйте разумно, обеспечьте всех, как надо, тогда и говорите...» Не оправдывая иждивенческие настрое ния Умарова, который, вместо того, чтобы, как пристало коммунисту, честно бороться за изменение сложившихся обстоятельств, стремится идти по пути наименьшего со противления, А. Якубов тем не менее прав, когда устами Ш укурова проводит мысль о том, что из рук вон плохое снаб жение «толкает людей на разное... пред принимательство». Если необходимый уровень потребно стей хронически не покрывается соответ ствующим уровнем производства, торгов ли или обслуживания, образующуюся брешь немедленно заполняют дельцы всех мастей, разные Бурибаевы и Мирабидовы, использующие ее с максимальной для се бя выгодой. Однако особую опасность эти «мастера по доставанию» представляют не потому даже, что по большей части действуют не законно (это, в конце концов, зримая часть их деятельности, которую всегда можно пресечь юридически), а потому, что они раздувают иллюзию о необходимости какого-то параллельного с законными спо собами средства удовлетворения спроса. И способствуют этому как раз те самые сбои и накладки в снабжении и материаль ном обеспечении, о которых мы говорили выше. Они приучают к мысли, что всегда чего-то не хватает и хватать, видимо, не будет (и не в результате объективных ус ловий, как, скажем, в известные историче ские периоды, а в результате собственной нерадивости и бесхозяйственности), следо вательно, и впрямь недостающее необхо димое надо искать по другим каналам. Собственно говоря, чего бы ради пу стился во все тяжкие Павел Иванович Зи мин из повести «В огороде баня», добывая материал на баню? Ведь в итоге оказалось, что проще, надежнее и дешевле было при обрести все честным путем. Но у Зимина уже начала складываться определенная психология, в основе которой привычка, что где-то^ чего-то не хватает. Привычка эта, порой, настолько переориентирует
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2