Сибирские огни, 1981, № 1
ЧЕСТЬ В ДЕЛЕ 187 тивными условиями и обстоятельствами, классифицируют как индивидуальный под ход к людям. Это внушает, например, не посредственный шеф Козырина Кижеватов, матерый снабженческий волк. Он многое преподал неопытному Козырину: и как ве сти себя с грузчиками, не спешащими раз гружать вагоны, и как добиться нужных материалов для строительства, и в какой момент «подкатиться» к начальству насчет покупки собственной машины... По мере усвоения этих премудростей приходит к Козырину и легкость в работе, и хорошее расположение начальства, и благополучие. И все оказывается не столь уж сложным, если не нарушать отлаженную систему «ты — мне, я — тебе». Действительно, куда проще: «...— Кирпич нужен. Фондов нет.' По ехал к директору кирзавода. Продай, го ворит, сервиз и ковер — кирпича привезу вагон и маленькую тележку». Но простота «маневра» вовсе не так бе зобидна. Чем виртуозней и непринужден ней он исполняется, тем губительнее отра жается на душе человека, которая начина ет мертветь, подобно озеру, принимающе му в себя ядовитые сбросы химзавода. Тот же Кижеватов, несмотря на все свои связи и умение «достать», очень одино кий человек, которому и фронтового дру га помянуть не с кем. И он прав,, предре кая Козырину: «Еще года два, обкатаешь ся, как кругленькая галька, все ходы-выхо ды узнаешь, может, на мое место сядешь. И привыкнешь. Про себя подумаешь, что «дрянь», а смолчишь, у гальки ж углов нет». И в финале рассказа мы видим, как не узнаваемо меняется тот чистый, честный, чуточку наивный молодой человек, с кото рым автор знакомит Кае в начале. Теперь это такой же ловчила и доставала, как и те, кто учил его уму-разуму. Своим рассказом М. Щукин убеждает, что «перевоспитывает» человека прежде всего та атмосфера, тот нравственный кли- ' мат, в котором он живет и действует. И, думается, напрасно С. Данилов в пове сти «И завтра будет день» не уделил дан ному обстоятельству должного внимания. Любопытно, как по этому поводу совпа дают позиции таких разных по мастерству, опыту и направлению таланта писателей, как Д. Гранин и М. Щукин. .Герой романа Д. Гранина «Картина» Ло сев, в отличие от Козырина, до последних страниц остается высоконравственной лич ностью. Но обратим внимание, какое ко лоссальное давление он испытывает. Вступив на пост председателя гориспол кома, Лосев стал действовать так, как под сказывала ему совесть, как, впрочем, дол жен действовать любой ответственный ра ботник, честно и добросовестно выполня ющий свои обязанности: «Он вмешивался в распределение жилой площади, защищая интересы своих строителей, он прижал торговых работников за разбазаривание стройматериалов и отказывался послать кой-кому строителей на квартиру белить, оклеивать, он не давал фанеры, плиток,— словом, совершал всякие принципиальные поступки, которые мало помогают реаль ным отношениям». И Лосеву тоже сразу дают понять, что кристальная честность и принципиальность нынче на та основа для деловых отноше ний. Крупный чиновник, некто Ф игуров- ский, волею судьбы принимавший живей шее участие в карьере Лосева (как видим, и здесь не обошлось без духовного на ставника), «убеждал, что добро и честность должны действовать умно, применять си лу, хитрость, уметь бороться, иначе любой проходимец может загубить самое лучшее дело. ...В реальной жизни не сохранилась стерильность. Если хочешь делать серьез ное, нужное дело, то изволь быть и гибким, и жестким. Чтобы получить фонды вовре мя, надо создать хорошие отношения, а чтобы их создать, надо завоевать располо жение, иметь связи... Об этом не любят у нас говорить, но без этого не обойтись». И с горькой иронией автор замечает, что «Лосеву недоставало цинизма», что «от не го разило честностью». Один из тех, кто окружает Атакузы Умаг рова, тоже, как непреложную истину, гово рит о том, что «на этом свете все зависит от добрых отношений», вкладывая в слово «добрый» тот же смысл, что и в понятие «достать». И в романе «Совесть» шаг за шагом А. Якубов прослеживает процесс создания этих самых «добрых отношений». Писатель не ограничивается простой кон статацией влияния общественной атмо сферы на делового человека, он пытается понять, откуда приходит это влияние, как рождается и с чем связано. Роман начинается с появления в районе нового первого секретаря райкома пар тии. Новая метла, как известно, по-новому метет, и автор получает возможность по знакомить читателя с тем, как привыкли жить районные руководители при прежнем секретаре. «Еще не прошло и месяца, как Ш укуров приехал в район. И сразу стало понятно, этот сравнительно молодой, немногослов ный человек — прямая противоположность прежнему секретарю райкома, к которому давно привыкли. Прежний был прост, сер дечен, как говорится, весь на виду. Порой, верно, любил показать свою власть пред седателям, поставить раисов по стойке «смирно» на бюро райкома, ухарски рас печь их. Однако поругает, потом и уте шит. После бюро садится вместе с предсе дателем, получившим нагоняй, в машину и отправляется в^его же колхоз. А там, в са ду, где-нибудь у хауза — у прохладного водоема, окруженного раскидистыми чи нарами, продолжит беседу. Оно как ведь полезно — в дружеской обстановке, за да- старханом! В общем-то, и ящик с фруктами, кото рый неизменно возит в багажнике своей машины Атакузы Умаров, тоже относится к этому неписаному служебному «этике ту», который, как можно убедиться при внимательном чтении романа «Совесть», действует не только во взаимоотношениях районных руководителей. Не всегда, ко нечно, действие этого «этикета» выражает ся во фруктозо-овощных подношениях и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2