Сибирские огни, 1981, № 1

ЧЕСТЬ В ДЕЛЕ 187 тивными условиями и обстоятельствами, классифицируют как индивидуальный под­ ход к людям. Это внушает, например, не­ посредственный шеф Козырина Кижеватов, матерый снабженческий волк. Он многое преподал неопытному Козырину: и как ве­ сти себя с грузчиками, не спешащими раз­ гружать вагоны, и как добиться нужных материалов для строительства, и в какой момент «подкатиться» к начальству насчет покупки собственной машины... По мере усвоения этих премудростей приходит к Козырину и легкость в работе, и хорошее расположение начальства, и благополучие. И все оказывается не столь уж сложным, если не нарушать отлаженную систему «ты — мне, я — тебе». Действительно, куда проще: «...— Кирпич нужен. Фондов нет.' По­ ехал к директору кирзавода. Продай, го­ ворит, сервиз и ковер — кирпича привезу вагон и маленькую тележку». Но простота «маневра» вовсе не так бе­ зобидна. Чем виртуозней и непринужден­ ней он исполняется, тем губительнее отра­ жается на душе человека, которая начина­ ет мертветь, подобно озеру, принимающе­ му в себя ядовитые сбросы химзавода. Тот же Кижеватов, несмотря на все свои связи и умение «достать», очень одино­ кий человек, которому и фронтового дру­ га помянуть не с кем. И он прав,, предре­ кая Козырину: «Еще года два, обкатаешь­ ся, как кругленькая галька, все ходы-выхо­ ды узнаешь, может, на мое место сядешь. И привыкнешь. Про себя подумаешь, что «дрянь», а смолчишь, у гальки ж углов нет». И в финале рассказа мы видим, как не­ узнаваемо меняется тот чистый, честный, чуточку наивный молодой человек, с кото­ рым автор знакомит Кае в начале. Теперь это такой же ловчила и доставала, как и те, кто учил его уму-разуму. Своим рассказом М. Щукин убеждает, что «перевоспитывает» человека прежде всего та атмосфера, тот нравственный кли- ' мат, в котором он живет и действует. И, думается, напрасно С. Данилов в пове­ сти «И завтра будет день» не уделил дан­ ному обстоятельству должного внимания. Любопытно, как по этому поводу совпа­ дают позиции таких разных по мастерству, опыту и направлению таланта писателей, как Д. Гранин и М. Щукин. .Герой романа Д. Гранина «Картина» Ло­ сев, в отличие от Козырина, до последних страниц остается высоконравственной лич­ ностью. Но обратим внимание, какое ко­ лоссальное давление он испытывает. Вступив на пост председателя гориспол­ кома, Лосев стал действовать так, как под­ сказывала ему совесть, как, впрочем, дол­ жен действовать любой ответственный ра­ ботник, честно и добросовестно выполня­ ющий свои обязанности: «Он вмешивался в распределение жилой площади, защищая интересы своих строителей, он прижал торговых работников за разбазаривание стройматериалов и отказывался послать кой-кому строителей на квартиру белить, оклеивать, он не давал фанеры, плиток,— словом, совершал всякие принципиальные поступки, которые мало помогают реаль­ ным отношениям». И Лосеву тоже сразу дают понять, что кристальная честность и принципиальность нынче на та основа для деловых отноше­ ний. Крупный чиновник, некто Ф игуров- ский, волею судьбы принимавший живей­ шее участие в карьере Лосева (как видим, и здесь не обошлось без духовного на­ ставника), «убеждал, что добро и честность должны действовать умно, применять си­ лу, хитрость, уметь бороться, иначе любой проходимец может загубить самое лучшее дело. ...В реальной жизни не сохранилась стерильность. Если хочешь делать серьез­ ное, нужное дело, то изволь быть и гибким, и жестким. Чтобы получить фонды вовре­ мя, надо создать хорошие отношения, а чтобы их создать, надо завоевать располо­ жение, иметь связи... Об этом не любят у нас говорить, но без этого не обойтись». И с горькой иронией автор замечает, что «Лосеву недоставало цинизма», что «от не­ го разило честностью». Один из тех, кто окружает Атакузы Умаг рова, тоже, как непреложную истину, гово­ рит о том, что «на этом свете все зависит от добрых отношений», вкладывая в слово «добрый» тот же смысл, что и в понятие «достать». И в романе «Совесть» шаг за шагом А. Якубов прослеживает процесс создания этих самых «добрых отношений». Писатель не ограничивается простой кон­ статацией влияния общественной атмо­ сферы на делового человека, он пытается понять, откуда приходит это влияние, как рождается и с чем связано. Роман начинается с появления в районе нового первого секретаря райкома пар­ тии. Новая метла, как известно, по-новому метет, и автор получает возможность по­ знакомить читателя с тем, как привыкли жить районные руководители при прежнем секретаре. «Еще не прошло и месяца, как Ш укуров приехал в район. И сразу стало понятно, этот сравнительно молодой, немногослов­ ный человек — прямая противоположность прежнему секретарю райкома, к которому давно привыкли. Прежний был прост, сер­ дечен, как говорится, весь на виду. Порой, верно, любил показать свою власть пред­ седателям, поставить раисов по стойке «смирно» на бюро райкома, ухарски рас­ печь их. Однако поругает, потом и уте­ шит. После бюро садится вместе с предсе­ дателем, получившим нагоняй, в машину и отправляется в^его же колхоз. А там, в са­ ду, где-нибудь у хауза — у прохладного водоема, окруженного раскидистыми чи­ нарами, продолжит беседу. Оно как ведь полезно — в дружеской обстановке, за да- старханом! В общем-то, и ящик с фруктами, кото­ рый неизменно возит в багажнике своей машины Атакузы Умаров, тоже относится к этому неписаному служебному «этике­ ту», который, как можно убедиться при внимательном чтении романа «Совесть», действует не только во взаимоотношениях районных руководителей. Не всегда, ко­ нечно, действие этого «этикета» выражает­ ся во фруктозо-овощных подношениях и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2