Сибирские огни, 1981, № 1
Цб АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН и удельного князька, своего рода колхоз ного бая, который жалует и милует, воз носит и наказывает односельчан, распоря жается людьми и колхозным богатством, как своими собственными. Он может уво лить ослушавшегося механизатора, ото брать дом, заставить самодеятельный ор кестр учителей местной школы играть для услады своих гостей... «Правда, продол жал бывать на свадьбах и. поминках... Но теперь не на все приглашения отвечал, хо дил только к самым влиятельным в кишла ке людям — «нужным». Ч /жды е принципам социалистических деловых отношений черты проявляются и в стиле руководства Умарова. Ощущение безграничности своей силы и власти рож дают в Умарове уверенность в собствен ной непогрешимости и пренебрежение людьми ниже себя рангом. Это, в свою очередь, приводит к волевому нажиму, во люнтаризму в решении важнейших вопро сов. Так, не считаясь с мнением ученых и односельчан, Атакузы затевает в прекрас ном естественном оазисе Минг-булаг стро ительство крупного животноводческого комплекса, а в голодной степи возводит целинный поселок, хотя нет в нем особой нужды. «Ведь если покопаться в душе, Атакузы потому и кинулся на свой целин ный подвиг, чтобы показать им там, в вер хах, на что он способен». В конечном счете, Умаров переступает ту грань, которая отделяет бескорыстное служение делу от стремления к собствен ной популярности и славе, собственному благополучию любой ценой. Поднимаемый волной успехов, резко ме няется и Кирик Тоскин. Ему начинает ка заться, что за свои труды он заслужил ка кие-то особые льготы и привилегии. И так же, как Умаров, полученную власть Тоскин рассматривает уже не столько как инстру мент в решении сложных народнохозяй ственных задач, сколько как личное до стояние, которой волен использовать он по своему усмотрению. «Страшный тойон» (якутская родовая знать, отличавшаяся же стокой эксплуатацией.— А. Г.) — стали на зывать в районе Тоскина. И действительно, по существу Кирик становится тем, кого больше всего опасался в коммунисте уви деть В. И. Ленин,— «чинушей с партийным билетом». Причину такой перемены автор повести «И завтра будет день» видит только в лич ных качествах самого - героя, в его неспо собности пройти испытание «медными трубами». Что и говорить — испытание серьезное. Умение управлять своими при родными качествами, соизмерять их с по ставленными целями и задачами, конечно же, имеет очень большое значение. И ту требовательность к личной ответственно сти коммуниста, которую по отношению к своему герою проявляет С. Данилов, мож но только приветствовать. Заставляет же задуматься вот какое об стоятельство. Как бы то ни было, но в ос нове своей и Тоскин, и Умаров — натуры цельные и нравственно достаточно здоро вые. Да и по жизни с ними рядом идут те, по ком они имеют возможность сверить себя. Для Кирика Тоскина— это жена Да ша, подлинный образец чистоты и принци пиальности; для Атакузы Умарова — его дя дя, старый коммунист Нормурад Шамура- дов, один из тех, кто устанавливал Совет скую власть в кишлаке и организовывал здесь колхоз. Шамурадов чуть ли не ежегодно приез жает из города в родной кишлак, где пле мянник его возглавляет один из крупней ших и богатейших в области колхозов, и всякий раз его приезд становится «для Атакузы испытанием», испытанием перед честью и совестью, которые олицетворяет собой Шамурадов. Постоянно обращает внимание мужа на его ошибки Даша Тоскина. «Ты хоть пони маешь, каким человеком должен быть на стоящий руководитель? — ; говорит она.— С чистой совестью, чтобы мог служить при мером для людей. Он должен быть пер вым не в дележе денег и вещей, а в тру де...» Тем не менее ни Даша, ни Шамурадов не м огут' остановить падение Тоскина и Умарова. Невольно напрашивается мысль: значит, есть силы, которые успешно проти водействуют благотворному влиянию Нор- мурада Шамурадова и Даши Тоскиной. Но прежде, чем разобраться в расста новке этих сил более подробно, обратим ся к рассказу М. Щукина «Прием по лич ным вопросам». Интересен рассказ тем, что автор решает ту же проблему, что и С. Данилов с А. Якубовым, Г. Емельянов, в какой-то степени соприкасается с ней Д. Гранин (хотя роман «Картина» чрезвы чайно сложное, многопроблемное произ ведение, касающееся самых различных сторон современной действительности): что способствует появлению в человеке нравственной нечистоплотности, рвачест ва и чинушества? Герой рассказа — молодой специалист Петр Козырин после окончания торгового института попадает в райцентр, где его на значают завбазой. Он честен, принципиа лен, в нем пока крепко чувство справед ливости, он еще не научился делить людей на «избранных» с их невесть откуда взяв шимся правом «снимать сливки» и «про чих», вынужденных довольствоваться тем, что останется от «избранных». Однако благие чувства Козырина, как ни странно, оборачиваются против него же самого. По простоте душевной, а точнее по душевной неиспорченности, Козырин однажды отказывает во внеочередном по лучении дефицитного товара даже район ному хирургу, за что получает взбучку от... самого председателя райисполкома: «— Слушай, ты чего там шебутишься? ...Все я лучше тебя знаю, не читай морали. Такие специалисты на дороге не валяются, ему на кафедре место предлагали. Он уедет, где хирурга найдешь? Никто за спа сибо пахать не будет, ты что, не понима ешь? Короче говоря, продай, что он про сит, и никаких». И подобные препятствия встречаются на пути молодого специалиста постоянно, Бо лее того, данную линию поведения выше стоящие начальники оправдывают объек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2