Сибирские огни, 1981, № 1

Цб АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН и удельного князька, своего рода колхоз­ ного бая, который жалует и милует, воз­ носит и наказывает односельчан, распоря­ жается людьми и колхозным богатством, как своими собственными. Он может уво­ лить ослушавшегося механизатора, ото­ брать дом, заставить самодеятельный ор­ кестр учителей местной школы играть для услады своих гостей... «Правда, продол­ жал бывать на свадьбах и. поминках... Но теперь не на все приглашения отвечал, хо­ дил только к самым влиятельным в кишла­ ке людям — «нужным». Ч /жды е принципам социалистических деловых отношений черты проявляются и в стиле руководства Умарова. Ощущение безграничности своей силы и власти рож ­ дают в Умарове уверенность в собствен­ ной непогрешимости и пренебрежение людьми ниже себя рангом. Это, в свою очередь, приводит к волевому нажиму, во­ люнтаризму в решении важнейших вопро­ сов. Так, не считаясь с мнением ученых и односельчан, Атакузы затевает в прекрас­ ном естественном оазисе Минг-булаг стро­ ительство крупного животноводческого комплекса, а в голодной степи возводит целинный поселок, хотя нет в нем особой нужды. «Ведь если покопаться в душе, Атакузы потому и кинулся на свой целин­ ный подвиг, чтобы показать им там, в вер­ хах, на что он способен». В конечном счете, Умаров переступает ту грань, которая отделяет бескорыстное служение делу от стремления к собствен­ ной популярности и славе, собственному благополучию любой ценой. Поднимаемый волной успехов, резко ме­ няется и Кирик Тоскин. Ему начинает ка­ заться, что за свои труды он заслужил ка­ кие-то особые льготы и привилегии. И так же, как Умаров, полученную власть Тоскин рассматривает уже не столько как инстру­ мент в решении сложных народнохозяй­ ственных задач, сколько как личное до­ стояние, которой волен использовать он по своему усмотрению. «Страшный тойон» (якутская родовая знать, отличавшаяся же­ стокой эксплуатацией.— А. Г.) — стали на­ зывать в районе Тоскина. И действительно, по существу Кирик становится тем, кого больше всего опасался в коммунисте уви­ деть В. И. Ленин,— «чинушей с партийным билетом». Причину такой перемены автор повести «И завтра будет день» видит только в лич­ ных качествах самого - героя, в его неспо­ собности пройти испытание «медными трубами». Что и говорить — испытание серьезное. Умение управлять своими при­ родными качествами, соизмерять их с по­ ставленными целями и задачами, конечно же, имеет очень большое значение. И ту требовательность к личной ответственно­ сти коммуниста, которую по отношению к своему герою проявляет С. Данилов, мож ­ но только приветствовать. Заставляет же задуматься вот какое об­ стоятельство. Как бы то ни было, но в ос­ нове своей и Тоскин, и Умаров — натуры цельные и нравственно достаточно здоро­ вые. Да и по жизни с ними рядом идут те, по ком они имеют возможность сверить себя. Для Кирика Тоскина— это жена Да­ ша, подлинный образец чистоты и принци­ пиальности; для Атакузы Умарова — его дя­ дя, старый коммунист Нормурад Шамура- дов, один из тех, кто устанавливал Совет­ скую власть в кишлаке и организовывал здесь колхоз. Шамурадов чуть ли не ежегодно приез­ жает из города в родной кишлак, где пле­ мянник его возглавляет один из крупней­ ших и богатейших в области колхозов, и всякий раз его приезд становится «для Атакузы испытанием», испытанием перед честью и совестью, которые олицетворяет собой Шамурадов. Постоянно обращает внимание мужа на его ошибки Даша Тоскина. «Ты хоть пони­ маешь, каким человеком должен быть на­ стоящий руководитель? — ; говорит она.— С чистой совестью, чтобы мог служить при­ мером для людей. Он должен быть пер­ вым не в дележе денег и вещей, а в тру­ де...» Тем не менее ни Даша, ни Шамурадов не м огут' остановить падение Тоскина и Умарова. Невольно напрашивается мысль: значит, есть силы, которые успешно проти­ водействуют благотворному влиянию Нор- мурада Шамурадова и Даши Тоскиной. Но прежде, чем разобраться в расста­ новке этих сил более подробно, обратим­ ся к рассказу М. Щукина «Прием по лич­ ным вопросам». Интересен рассказ тем, что автор решает ту же проблему, что и С. Данилов с А. Якубовым, Г. Емельянов, в какой-то степени соприкасается с ней Д. Гранин (хотя роман «Картина» чрезвы­ чайно сложное, многопроблемное произ­ ведение, касающееся самых различных сторон современной действительности): что способствует появлению в человеке нравственной нечистоплотности, рвачест­ ва и чинушества? Герой рассказа — молодой специалист Петр Козырин после окончания торгового института попадает в райцентр, где его на­ значают завбазой. Он честен, принципиа­ лен, в нем пока крепко чувство справед­ ливости, он еще не научился делить людей на «избранных» с их невесть откуда взяв­ шимся правом «снимать сливки» и «про­ чих», вынужденных довольствоваться тем, что останется от «избранных». Однако благие чувства Козырина, как ни странно, оборачиваются против него же самого. По простоте душевной, а точнее по душевной неиспорченности, Козырин однажды отказывает во внеочередном по­ лучении дефицитного товара даже район­ ному хирургу, за что получает взбучку от... самого председателя райисполкома: «— Слушай, ты чего там шебутишься? ...Все я лучше тебя знаю, не читай морали. Такие специалисты на дороге не валяются, ему на кафедре место предлагали. Он уедет, где хирурга найдешь? Никто за спа­ сибо пахать не будет, ты что, не понима­ ешь? Короче говоря, продай, что он про­ сит, и никаких». И подобные препятствия встречаются на пути молодого специалиста постоянно, Бо­ лее того, данную линию поведения выше­ стоящие начальники оправдывают объек

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2