Сибирские огни, 1981, № 1
Алексей Горшенин ЧЕСТЬ В ДЕЛЕ Когда герой повести Г. Емельянова «В огороде баня» учитель Павел Иванович Зимин поклялся собственными руками на своем дачном участке построить баню, один из его товарищей с сомнением спро сил: «И сам все достанешь?» Вопрос оказался далеко не праздный. Собственно говоря, вся повесть и посвя щена тому, как неискушенный в хозяйст венных делах интеллигент преодолевает неожиданные препятствия, которые встре чаются ему на пути доставания необходи мых материалов. Понятие «достать», надо заметить, нын че несколько видоизменило свой изна чальный смысл. В обиходе оно довольно уверенно начинает вытеснять (что, кстати, уже подмечено газетчиками-фелоетониста- ми) традиционное понятие «купить» и в бо лее современном своем варианте указы вает теперь на желание или возможность заиметь что-либо во что бы то ни стало. У этого понятия появляются все более многочисленные смысловые -оттенки. Так, для соседа Зимина по даче деда Палкина «достать» ассоциируется с необ ходимостью прибрать к рукам все, что плохо лежит. Павлу Ивановичу он предла гает бревна для банного сруба натаскать с реки: «— Там же сплав, там лес, Нил Василье вич, государственный... — Конечно, государственный... — Значит, воровать советуете? — Почто, поди, воровать-то? Его в лесу, по берегам видимо-невидимо валяется, все едино сгниет. Здесь все берут, только клейма спиливают»1. Впрочем, не только старорежимный дед, многие, с кем встречается Зимин в про цессе строительства бани, вполне искрен не считают, что государственное — по крайней мере, ничье. Ну, это, предположим, закоснелые обы ватели (в своей повести Г. Емельянов вы вел довольно пошлый и затхлый обыва тельский мирок со всей его ограничен 1 «Сибирские огни», 1978, № 12. ностью), люди с частнособственническими' пережитками. Но познакомимся с другим персонажем другого произведения — с ге роем романа А. Якубова «Совесть» Атаку- зы Умаровым2. В багажнике его машины постоянно находится «дежурный» ящик с овощами или фруктами. Атакузы — пред седатель колхоза-миллионера, и что для него какой-то ящик фруктов из колхозно го сада! Зато как необходим он, когда на до «умаслить» и£и «подмазать» нужных людей. Атакузы хвастливо заявляет: «...Для нашего колхоза машина фруктов гроша ло маного не стоит». Вот уж поистине — «все вокруг колхозное — все вокруг мое»! Умаров ворочает огромным хозяйством, и ему кажется, что раз он причастен к бо гатству, создаваемому в колхозе, постав лен над ним, стало быть, имеет право не ограниченно им пользоваться. Кроме регу лярных фруктово-овощных подношений «нужным» людям, он устраивает обильные угощения ’ начальству за колхозный счет, опять же, с помощью колхозного достоя ния выбивает, «достает» и даже перехваты вает не ему предназначенные материалы. Как будто и не для себя старается Ата кузы Умаров. Но меняет ли это дело, если страдают в результате другие люди, обде лены другие хозяйства? Лишая их нор мального развития, паразитируя на них, в конечном счете, Атакузы запускает руку и в государственный карман. Первоначаль ное благородство целей, как видим, входит в противоречие с сомнительностью средств достижения, рождая моральную и нрав ственную нечистоплотность. С точки же зрения социально-экономической, местни чество, как известно, вредит развитию еди ного общественного организма, где труд и задачи каждого неотделимы от труда и задач всей массы создателей материаль ных благ. Герой повести С. Данилова «И завтра будет д ень»3 К ір и к Тоскин не ворует, го сударственное добро не присваивает. Зато 2 «Дружба народов». 1980, № 1. 3 «Полярная звезда», 19?9, № 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2