Сибирские огни, 1981, № 1

Алексей Горшенин ЧЕСТЬ В ДЕЛЕ Когда герой повести Г. Емельянова «В огороде баня» учитель Павел Иванович Зимин поклялся собственными руками на своем дачном участке построить баню, один из его товарищей с сомнением спро­ сил: «И сам все достанешь?» Вопрос оказался далеко не праздный. Собственно говоря, вся повесть и посвя­ щена тому, как неискушенный в хозяйст­ венных делах интеллигент преодолевает неожиданные препятствия, которые встре­ чаются ему на пути доставания необходи­ мых материалов. Понятие «достать», надо заметить, нын­ че несколько видоизменило свой изна­ чальный смысл. В обиходе оно довольно уверенно начинает вытеснять (что, кстати, уже подмечено газетчиками-фелоетониста- ми) традиционное понятие «купить» и в бо­ лее современном своем варианте указы­ вает теперь на желание или возможность заиметь что-либо во что бы то ни стало. У этого понятия появляются все более многочисленные смысловые -оттенки. Так, для соседа Зимина по даче деда Палкина «достать» ассоциируется с необ­ ходимостью прибрать к рукам все, что плохо лежит. Павлу Ивановичу он предла­ гает бревна для банного сруба натаскать с реки: «— Там же сплав, там лес, Нил Василье­ вич, государственный... — Конечно, государственный... — Значит, воровать советуете? — Почто, поди, воровать-то? Его в лесу, по берегам видимо-невидимо валяется, все едино сгниет. Здесь все берут, только клейма спиливают»1. Впрочем, не только старорежимный дед, многие, с кем встречается Зимин в про­ цессе строительства бани, вполне искрен­ не считают, что государственное — по крайней мере, ничье. Ну, это, предположим, закоснелые обы­ ватели (в своей повести Г. Емельянов вы­ вел довольно пошлый и затхлый обыва­ тельский мирок со всей его ограничен­ 1 «Сибирские огни», 1978, № 12. ностью), люди с частнособственническими' пережитками. Но познакомимся с другим персонажем другого произведения — с ге­ роем романа А. Якубова «Совесть» Атаку- зы Умаровым2. В багажнике его машины постоянно находится «дежурный» ящик с овощами или фруктами. Атакузы — пред­ седатель колхоза-миллионера, и что для него какой-то ящик фруктов из колхозно­ го сада! Зато как необходим он, когда на­ до «умаслить» и£и «подмазать» нужных людей. Атакузы хвастливо заявляет: «...Для нашего колхоза машина фруктов гроша ло­ маного не стоит». Вот уж поистине — «все вокруг колхозное — все вокруг мое»! Умаров ворочает огромным хозяйством, и ему кажется, что раз он причастен к бо­ гатству, создаваемому в колхозе, постав­ лен над ним, стало быть, имеет право не­ ограниченно им пользоваться. Кроме регу­ лярных фруктово-овощных подношений «нужным» людям, он устраивает обильные угощения ’ начальству за колхозный счет, опять же, с помощью колхозного достоя­ ния выбивает, «достает» и даже перехваты­ вает не ему предназначенные материалы. Как будто и не для себя старается Ата­ кузы Умаров. Но меняет ли это дело, если страдают в результате другие люди, обде­ лены другие хозяйства? Лишая их нор­ мального развития, паразитируя на них, в конечном счете, Атакузы запускает руку и в государственный карман. Первоначаль­ ное благородство целей, как видим, входит в противоречие с сомнительностью средств достижения, рождая моральную и нрав­ ственную нечистоплотность. С точки же зрения социально-экономической, местни­ чество, как известно, вредит развитию еди­ ного общественного организма, где труд и задачи каждого неотделимы от труда и задач всей массы создателей материаль­ ных благ. Герой повести С. Данилова «И завтра будет д ень»3 К ір и к Тоскин не ворует, го­ сударственное добро не присваивает. Зато 2 «Дружба народов». 1980, № 1. 3 «Полярная звезда», 19?9, № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2