Сибирские огни, 1981, № 1
182 Н. СТОПЧЕНКО менной русской прозе», которые она рас сматривает как своеобразный критерий в оценке целого творческого направления в советской литературе — «чеховской вол ны», связанной с именами С. Антонова, Ю Казакова, Ю. Нагибина, В. Солоухина, В. Тендрякова, Ю, Трифонова, В. Шукшина и другими. Исследователь разделяет мне ние о «ранне - чеховской модели» в шук шинских рассказах, ссылаясь на такие свой ства, как диалогичность, максимальная сжатость, динамичность развития фабулы, синтетические детали и так далее. В спосо бах раскрытия социально - психологическо го характера персонажей исходным прин ципом Шукшина и Чехова, полагает К. де Магд - Соэп, является «принцип типизации действия». Поэтому, не случайно, типиче ские черты характера героев раскрываются новеллистом также через действие, пове дение и речь персонажей. Отсюда драма тизированная форма многих его рассказов. Общие точки соприкосновения в творче ской лаборатории Чехова и Шукшина сла вист усматривает в мастерстве использо вания лирического подтекста, анекдотиче ского материала для раскрытия сложных об щечеловеческих вопросов, в беспощадном высмеивании обывательской пошлости, на стоящей и показной интеллигентности. Все сказанное позволяет критику прийти к при мечательному выводу: «Раскрывая сущест венные типические черты современных сельских жителей, Шукшин умеет ДОПОЛ НИТЬ и даже переделать наши представле ния о сегодняшней деревне. В шукшин- биом мире видна та эволюция, которую крестьянство пережило со времен Чехова». В юмористических и сатирических об разах художник показывает, как «хлеста- ковское стремление к вещизму, внешнему блеску и дешевой славе» переходит в раб скую привязанность к материальному бы ту. «По своему миропониманию и своей объективной манере письма,— утверждает бельгийский литературовед,— Шукшин очень близок Чехову?). Не случайно он за ставляет своих героев много размышлять об опасности бездуховного человека. При чем, такие думы приходят именно к тем, кто выглядит в глазах окружающих «чуда ками», «мечтателями», «неудачниками», ме нее всего приспособленными к погоне, за материальным благополучием. Именно ду ховная жизнь героев отличает шукшинских «непрактичных» героев от его «энергичных людей». Для тоскующих героев Шукшина характерно раздумье над собственной жизнью, пристальное внимание к вечным этическим вопросам. Как и незаурядные герои Чехова, шукшинские «необычные» люди не мирятся с убогой серостью обы денной жизни, а жаждут гармонии социаль ных и человеческих отношений. 8о многих отзывах о Шукшине, как на следнике традиции классического реализ ма, присутствует мысль о непрерывности художественного развития. Диалектическая связь традиций и новаторства освещается критиками в различных аспектах. К примеру, Ласло Шандор (ВНР) основное внимание сосредоточил на новаторском содержании многих новелл писателя. «Эпоха больших перемен в жизни отражена в произведе ниях Шукшина. Характерен в этом отно шении рассказ «Сельские жители», отличный рассказ, в герое которого как будто обна руживаешь «Ваньку» Чехова, его потомка и антипода... В рассказе «Сапожки» автор дает такое красивое, немногословное спи сание взаимоотношений двух простых лю дей, их чувств, какое встречается только у великих классиков Тургенева, Чехова, Куп рина». В суждениях о народности примечателен еще один важный момент: единство твор ческой и гражданской позиции художника. В свое время Р. Люксембург в статье о Льве Толстом писала, что впечатляющая сила воздействия русских писателей изме ряется не только талантом, но чем-то боль шим — «цельным и широким мировоззре нием». Оно придало тончайшую чувстви тельность социальной совести русской литературы, породило трепетную до болез ненности чуткость, вдохновило ее на неус танный поиск и напряженные раздумья над социальными загадками. Несомненно, это проницательное наблюдение относится и к Ш укш ину и обнаруживает себя в выска зываниях многих зарубежных критиков. «Для его произведений было характерно глубокое знание действительности, страст ный, критический голос, звуки которого р ож дались во имя социалистических жизнен ных идей,— констатирует Пал Фехер (ВНР),— Он жил, судил и творил ради иде алов». С этим соглашается болгарский пуб лицист Атанас Свиленов, размышляющий о феномене Шукшина: «Различные искусст ва с одинаковой готовностью подчиняются его самобытной индивидуальности, что ус танавливает между ними одну своеобраз ную гармонию, одно философское и сти левое единство». Высокая оценка произведений Шукшина прогрессивной критикой противостоит тем ложным «концепциям», которые присущи писаниям «советологов». 3 развитии куль турных связей между Советским Союзом й странами Запада выделяются две противо речивые тенденции: с одной стороны, стремление буржуазных идеологов «отст ранить» советское искусство от своих на родов и(іи, по меньшей мере, дискредити ровать его; с другой — активная борьба гуманистических, миролюбивых сил, стре мящихся к плодотворным контактам, тра диционному обмену духовными ценностя ми. Писательская судьба Шукшина, к приме ру, в США, Англии, ФРГ, Франции весьма сложна: вокруг его творчества, как и дру гих советских мастеров слова, никогда не утихала острая идеологическая борьба, ве дущаяся либо путем замалчивания и пря мых запретов, либо с помощью фальсифи кации и клеветы. Поэтому массовый чита тель в буржуазных странах до сих пор не имеет возможности хорошо ознакомиться с произведениями Шукшина. Даже после успешного выхода на экраны мира филь ма «Калина красная» (1974) и присуждения ему премий многих международных кино
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2