Сибирские огни, 1981, № 1

182 Н. СТОПЧЕНКО менной русской прозе», которые она рас­ сматривает как своеобразный критерий в оценке целого творческого направления в советской литературе — «чеховской вол­ ны», связанной с именами С. Антонова, Ю Казакова, Ю. Нагибина, В. Солоухина, В. Тендрякова, Ю, Трифонова, В. Шукшина и другими. Исследователь разделяет мне­ ние о «ранне - чеховской модели» в шук­ шинских рассказах, ссылаясь на такие свой­ ства, как диалогичность, максимальная сжатость, динамичность развития фабулы, синтетические детали и так далее. В спосо­ бах раскрытия социально - психологическо­ го характера персонажей исходным прин­ ципом Шукшина и Чехова, полагает К. де Магд - Соэп, является «принцип типизации действия». Поэтому, не случайно, типиче­ ские черты характера героев раскрываются новеллистом также через действие, пове­ дение и речь персонажей. Отсюда драма­ тизированная форма многих его рассказов. Общие точки соприкосновения в творче­ ской лаборатории Чехова и Шукшина сла­ вист усматривает в мастерстве использо­ вания лирического подтекста, анекдотиче­ ского материала для раскрытия сложных об­ щечеловеческих вопросов, в беспощадном высмеивании обывательской пошлости, на­ стоящей и показной интеллигентности. Все сказанное позволяет критику прийти к при­ мечательному выводу: «Раскрывая сущест­ венные типические черты современных сельских жителей, Шукшин умеет ДОПОЛ­ НИТЬ и даже переделать наши представле­ ния о сегодняшней деревне. В шукшин- биом мире видна та эволюция, которую крестьянство пережило со времен Чехова». В юмористических и сатирических об­ разах художник показывает, как «хлеста- ковское стремление к вещизму, внешнему блеску и дешевой славе» переходит в раб­ скую привязанность к материальному бы­ ту. «По своему миропониманию и своей объективной манере письма,— утверждает бельгийский литературовед,— Шукшин очень близок Чехову?). Не случайно он за­ ставляет своих героев много размышлять об опасности бездуховного человека. При­ чем, такие думы приходят именно к тем, кто выглядит в глазах окружающих «чуда­ ками», «мечтателями», «неудачниками», ме­ нее всего приспособленными к погоне, за материальным благополучием. Именно ду­ ховная жизнь героев отличает шукшинских «непрактичных» героев от его «энергичных людей». Для тоскующих героев Шукшина характерно раздумье над собственной жизнью, пристальное внимание к вечным этическим вопросам. Как и незаурядные герои Чехова, шукшинские «необычные» люди не мирятся с убогой серостью обы­ денной жизни, а жаждут гармонии социаль­ ных и человеческих отношений. 8о многих отзывах о Шукшине, как на­ следнике традиции классического реализ­ ма, присутствует мысль о непрерывности художественного развития. Диалектическая связь традиций и новаторства освещается критиками в различных аспектах. К примеру, Ласло Шандор (ВНР) основное внимание сосредоточил на новаторском содержании многих новелл писателя. «Эпоха больших перемен в жизни отражена в произведе­ ниях Шукшина. Характерен в этом отно­ шении рассказ «Сельские жители», отличный рассказ, в герое которого как будто обна­ руживаешь «Ваньку» Чехова, его потомка и антипода... В рассказе «Сапожки» автор дает такое красивое, немногословное спи­ сание взаимоотношений двух простых лю­ дей, их чувств, какое встречается только у великих классиков Тургенева, Чехова, Куп­ рина». В суждениях о народности примечателен еще один важный момент: единство твор­ ческой и гражданской позиции художника. В свое время Р. Люксембург в статье о Льве Толстом писала, что впечатляющая сила воздействия русских писателей изме­ ряется не только талантом, но чем-то боль­ шим — «цельным и широким мировоззре­ нием». Оно придало тончайшую чувстви­ тельность социальной совести русской литературы, породило трепетную до болез­ ненности чуткость, вдохновило ее на неус­ танный поиск и напряженные раздумья над социальными загадками. Несомненно, это проницательное наблюдение относится и к Ш укш ину и обнаруживает себя в выска­ зываниях многих зарубежных критиков. «Для его произведений было характерно глубокое знание действительности, страст­ ный, критический голос, звуки которого р ож ­ дались во имя социалистических жизнен­ ных идей,— констатирует Пал Фехер (ВНР),— Он жил, судил и творил ради иде­ алов». С этим соглашается болгарский пуб­ лицист Атанас Свиленов, размышляющий о феномене Шукшина: «Различные искусст­ ва с одинаковой готовностью подчиняются его самобытной индивидуальности, что ус­ танавливает между ними одну своеобраз­ ную гармонию, одно философское и сти­ левое единство». Высокая оценка произведений Шукшина прогрессивной критикой противостоит тем ложным «концепциям», которые присущи писаниям «советологов». 3 развитии куль­ турных связей между Советским Союзом й странами Запада выделяются две противо­ речивые тенденции: с одной стороны, стремление буржуазных идеологов «отст­ ранить» советское искусство от своих на­ родов и(іи, по меньшей мере, дискредити­ ровать его; с другой — активная борьба гуманистических, миролюбивых сил, стре­ мящихся к плодотворным контактам, тра­ диционному обмену духовными ценностя­ ми. Писательская судьба Шукшина, к приме­ ру, в США, Англии, ФРГ, Франции весьма сложна: вокруг его творчества, как и дру­ гих советских мастеров слова, никогда не утихала острая идеологическая борьба, ве­ дущаяся либо путем замалчивания и пря­ мых запретов, либо с помощью фальсифи­ кации и клеветы. Поэтому массовый чита­ тель в буржуазных странах до сих пор не имеет возможности хорошо ознакомиться с произведениями Шукшина. Даже после успешного выхода на экраны мира филь­ ма «Калина красная» (1974) и присуждения ему премий многих международных кино

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2