Сибирские огни, 1981, № 1
МИР ГОВОРИТ О ШУКШИНЕ 179 воде: «Жизнь и творчество Шукшине при влекают нас с такой силой, так остро дей ствуют на нашу душу и воображение, что часто под их влиянием мы еще пересмат риваем наш взгляд на определенные проб лемы, как жизни, так и искусства», Польскому сознанию явно близок роман «Любавины» постановкой идейно - нравст венных проблем, изображением драмати ческих событий в Сибири 20-х годов, свя занных с гражданской войной и установле нием народной власти. Сага о Любавиных знакомила читателей с трудностями рожде ния новых отношений, напоминала им о трагических сложностях общественного развития, Адам Голощак справедливо за мечает: «Благодаря антиидиллической фи лософии искусства, опирающейся на наблю дения и знакомство с жизнью во всем ее разнообразии, а не на схемы и нормативные типологии, Шукшин добивается «разгерме тизации» действительности, открывая ее ключом искренности и правды». Приход социалистической нови в глухое сибирское село Баклань дает возможность развенчать любавинскую бездуховность и аморализм как жизненный принцип, утвер дить общественно - активную идейную по зицию Василия и Кузьмы Платоновых, Фе дора Байкалова, Яши Горячего и других. Бездуховность, хочет сказать романист, всегда была внутренне чужда социалисти ческому мировосприятию. Их столкновение позволило ярко высветить два типа мора ли. «Как отличаются эти миры! — отмечает Тадеуш Новаковский,— один, имеющий свои старые законы тайги, и другой, новый, проявляющий свои законы и этику. Источ ником борьбы с т а р о г о п р о т и в н о в о г о является то, что п о - п о л ь с к и мы бы назвали жаждой частной собственности. Страсть автора представлять явления и ве щи в их наиправдивейшем виде, этот д е й с т в е н н ы й р е а л и з м , захватывает и увлекает...» В поисках ответа на вопрос, почему «кни гу Шукшина читают быстро, вдохновенно, а герои становятся близкими», польский критик приходит к выводу о близости соци альных коллизий в истории польского и рус ского села, о связях шукшинской прозы с традициями русской и советской классики. «Шукшин здесь — продолжатель великой русской эпики XIX — начала XX веков, а его творение — своеобразное продолже ние мотивов, известных нам по «Угрюм- реке» Вяч. Шишкова и появляющихся в но вых контекстах проблем, затронутых уже Горьким или Шолоховым...» Углубленный подход к поэтике романа позволил Т. Новаковскому сделать ценное наблюдение: «Приходящий мир передается как бы с т о ч к и з р е н и я жителей села. Сначала суровый, сухой, видимый схема тично и объясняемый с недоверчивостью, он приобретает затем краски в ходе дей ствия». Эта «точка зрения» сельских жите лей разделяет всех персонажей по обе сто роны баррикад. Более того, она является диалектическим центром уходящего и про буждающегося сознания как «источника борьбы с т а р о г о п р о т и в н о в о г о » . 12* Прогрессивная критическая мысль за ру бежом убедительно и основательно харак- тезирует феномен Шукшина. Критики и ли тературоведы многосторонне исследуют художественный мир писателя, специфику его творческого метода. «Проза Шукшина набирает со временем все больше зрело сти,— резюмирует Э. Павлак (ПНР).— Поражает в ней драматическая сила, глу бокий психологизм, искренность, язык, ко торый определяется народной речью, по ражает необычайное умение связывать серьезные и юмористические моменты. Чувствуется, что в ней пульсирует настоя щая жизнь». Соглашаясь с польским кри тиком, Валерия Кишш (ВНР) добавляет, что подлинных высот писатель достигает в изо бражении душевных движений человека. Сущность Шукшина - художника раскры вается в мощном этическом начале, высо конравственном пафосе, нерушимой вере в идеал добра. В его мире, подчеркивает еженедельник «Зонтаг» (ГДР), «равнодушие есть смертный грех». Чуткость и -нежность авторского взгляда соседствует с критиче ской резкостью и пристрастием к иронии, мягкость и спонтанность — непосредствен но рядом с обдуманными рассуждениями. Это постоянное напряжение позволяет бро сить взгляд в глубину характера персона жей. Одновременное существование друг в друге простого и исключительного — одна из главных особенностей искусства Шукшина. Статья известного писателя и публици ста Андре Вюрмсера (Франция) о повести «Калина красная», напечатанная в газете «Юманите», открывает новый уровень со поставлений и оценок. По-своему ценное высказывание А. Вюрмсера, хотя не ли шенное противоречий, проливает свет на причину растущего интереса к советскому искусству и литературе у массового фран цузского читателя, уставшего от «театра аб сурда», от иррационализма, мелочности и дешевых похождений безликих героев. В этом смысле повесть Шукшина — «анти под эстетическому фронтону демонстра тивного «искусства», противоположность ла кирующей литературе». Она принадлежит к числу произведений, в которых есть «ве ликая красота и поэтическое восприятие мира». Потому слово Шукшина «сродни творчеству Пастернака, Евтушенко, рома нам Ал. Толстого, Паустовского, Леонова, Эренбурга, Шолохова». В «Калине красной», пишет далее А. Вюрмсер, чувствуется «ритм кино», тот конкретный, наглядный способ воплощения действительности, который присущ кино искусству. Это «литература без литератур щины», без сентиментальности, но в ней есть поэзия и доброта, высокая правди вость и искренность художника, здесь пред стает «человечность в обнаженном виде». Сам по себе, «поразительно яркий и силь ный», образ Егора Прокудина «захватывает читателя, заставляет следовать ритму этого сочинения». Видимо, желая дать понять французскому читателю, насколько ориги нален и сложен Шукшин - художник, А. Вюрмсер прибегает к параллелям на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2