Сибирские огни, 1981, № 1
«БРОНЕПОЕЗД 14-69»' НА ДОРОГАХ ВРЕМЕНИ 175' «Комсомольском правды» в клубе «Прав дист». В дискуссии участвовал критик Эм. Бескин, он доказывал основные положения своей статьи и утверждал: «Художествен ный театр в погоне за психологизмом на рушил в сцене на насыпи классовую прав ду. Корчащийся на рельсах в смертной тос ке партизан Васька противоречит энтузи азму восставших крестьян». Газетный отчет о диспуте передает его атмосферу. Почти все выступавшие пришли к выводу: «В пси хологической правде не может и не долж но быть никакого разрыва с правдой клас совой. Сцена на насыпи тем и верна, что она показывает, как осознанная классовая правда заставляет человека лечь на рель сы, в то время, когда все человеческое в нем протестует против этого самоубийства». Репортер сообщал: аудитория объедини лась «в друж ной защите спектакля»; моло дежь говорила, что гражданская война в постановке изображается «не избитыми, надоевшими штампами, а в свете непод дельной правды». Аплодисментами встре тили слова одного из выступающих: «Бро непоезд» Художественного театра двинул ся (...) навстречу революции, и нам неза чем ложиться на рельсы, чтобы препятство вать этому движению, а нужно горячо при ветствовать его» !. Читатель и писатель... Их взаимоотноше ния в двадцатые годы занимали многих. Выходила газета под таким названием, про водились дискуссии. Как относился Всево лод Иванов к проблеме «писатель и чита тель»? Проблема не казалась ему простой. Ива нов уважал читателя - современника, не раз упрекал издателей, плохо заботящихся о его нуждах, Например, когда в 1929 году отмечалось десятилетие Госиздата, писа тель послал приветствие, продиктованное отнюдь не законами «юбилейного жанра». В приветствии не было поздравлений. Оно начиналось суровыми словами: «Вступая во второе десятилетие своей работы, Государ ственное издательство, по-моему, находится накануне кризиса». Нет, Иванов, конечно, не отрицал того, что сделано за десять лет Госиздатом. Но он думал прежде всего о том, что еще предстояло сделать. Думал о завтрашнем читателе — требовательном и строгом... «В прошедшее десятилетие зало жен был такой огромный фундамент чи тательского ВЦИКа, что постройка самого здания в грядущее десятилетие потребует гигантских усилий, и работники книги мо гут поставить своих потребителей перед фактом книжного голода! — предупреждал Иванов.— Читатель растет как богатырь в древних сказках, кушает по три быка в день и выпивает по пять бочек и вдобавок го товится натянуть семиверстные сапоги и прогуляться по земле» 1 2. Но при этом Иванов не считал, подобно некоторым публицистам и ораторам, что 1 «Вечерняя Москва», 1927, 13 декабря. 2 Писатели Госиздату. 1919—1929. М.-Л., 1929, с. 40. «читатель всегда прав». Считал вредным, как для литературы, так и для конкретного писателя, «потрафлять» далеко не всегда эстетически зрелым вкусам публики. Ко нечно, «создавая литературное произведе ние, писатель как бы пишет своего рода послание некоему адресату, независимо от того, знает он его или не знает». (В. В. М о л ч а н о в).3 * Писал такое послание и Иванов. Но он вовсе не стремился, чтобы это послание было получено Немедленно. И прочитано сразу, легко. ...На календаре был июнь 1980-го. Шесть десятилетий назад Всеволод Иванов, волну ясь, 'держал перед собой номер красноар мейской газеты, один из материалов кото рой «подсказал» ему сюжет будущей пове сти. М олодой писатель пытался отгадать за плохо отпечатанными строками лица, харак теры людей — тех, кто вскоре стал персо нажами его книги. Художник может мно гое вообразить, но все же ему трудно представить точно будущих своих читате лей... Спустя годы здесь же, в Сибири, вме сте с работниками нескольких библиотек Кемеровской области мы просматривали читательские формуляры. Отыскивали те, где значится «Бронепоезд 14-69». Хотелось понять: как живет сегодня произведение Всеволода Иванова? По-прежнему ли вол нуют судьбы его героев и — чем волнуют? Причины обращения к «Бронепоезду» были разными. С. П-лов рабочий, г. Новокузнецк: «Скажу честно, взял эту книгу случайно, я и не помнил даже, что ее написал Все волод Иванов. Со школы в голове засели названия: «Бронепоезд», «Броненосец»... О различии не задумывался. Знал: это о ре волюции... Но я не пожалел, прочитав «Бронепоезд» и другие вещи Всеволода Иванова. Убедился, что об одном и том же можно писать по-разному. Повесть совсем не похожа на все читанное раньше о граж данской войне, хотя это тоже были инте ресные книги». Л. И. Музыка, учительница, г. Мариинск: «Мне нравится перечитывать эту повесть. Она не потрясает сразу, как часто бывает. Она захватывает постепенно и не отпуска ет долго, вновь и вновь возвращая к по ступкам героев, к высокому мастерству ав тора. Читая, вспомнила: только несколько лет разделяют «Двенадцать» Блока и «Броне поезд 14-69». Мне показалось даже, что эти произведений схожи между собой — ну хотя бы своим ритмом. Да, Иванов был удивительным мастером слова. Его описания настолько живы и точ ны, что кажутся осязаемыми. «Темно-баг ровый мрак трепещущими сгустками запол нил голову капитана Незеласова», — читаю я и словно ощущаю тяжесть своей собст венной головы»... Интересно проследить восприятие книги внутри одной группы читателей. С этой * Сб. «Художественное восприятие», Л., 1971, с. 191.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2