Сибирские огни, 1981, № 1
' « Б Р О Н Е П О Е З Д 14-69» НА Д О Р О Г А Х В Р Е М Е Н И 171 Сергей Есенин, читатель внимательный и чуткий, к тому же влюбленный в прозу Всеволода Иванова, как бы суммировал эти отзывы. «Об Иванове установилось мне ние,— пишет Есенин,— как о новом быто писателе сибирских и монгольских окраин. Его «Партизаны», «Бронепоезд», «Голубые пески» и «Берег» : происходят по ту сторо ну Урала и отражают не европейскую Рос сию, а азиатскую. В рассказах его и по вестях, помимо глубокой талантливос ти автора, на нас веет еще и геогра фическая свежесть». Но Есенин верно понял: говоря о Сибири, Иванов уходит и от штампа, и от проторенной литературной колеи. «Иванов дал Сибирь,— заметил по эт,— по другом у рисунку, чем его пред шественники Мамин-Сибиряк, Шишков и Гребенщиков, и совершенно как первый писатель показал нам необычайную, дикую красоту Монголии». Может показаться: читателей привлекла экзотика сюжета. Это не так. Напротив -— произведения Всеволода Иванова поража ли тем, что он, по замечанию В. Каверина, писал «фантастичность в революции как нечто обыкновенное, ежедневное, почти машинальное». Высказывания современников Иванова можно продолжать и продолжать. Но пора подчеркнуть слово, которое было и остает ся во всех суждениях главным — Револю ция... «Наглядным аргументом революции» на звал писателя А. Воронений, думая о пути Всеволода Иванова в литературу. «Аргу ментом революции» были для читателя его повесть и пьеса. Летом 1980 года я попросил рассказать о своих встречах с «Бронепоездом 14-69» некоторых из первых его читателей. И. Я. Перцев, член КПСС с 1920 года: «Пути героев Всеволода Иванова совпа ли с путями миллионов. А все вместе эти пути составили дорогу революции. В граж данскую войну я воевал комиссаром на Дальнем Востоке. И когда читал повесть, а потом в 30-е годы смотрел пьесу Всеволо да Иванова на сцене Новосибирского теат ра «Красный факел», я вспомнил многое. Вспомнил китайцев, похожих на Сим Бин-у,— их немало было и у нас, и у даль невосточных партизан. Вспомнил команди ров типа Никиты Вершинина. Я знал таких крепко стоящих на земле мужиков. Они пришли в революцию и повели других, хо тя вроде бы еще совсем недавно ни о чем подобном не помышляли». С. Д. Шнапир, член ВЛКСМ с 1918 года, член КПСС с 1927 года: «В начале 20-х годов я учился в Акаде мии имени Крупской, готовился стать пре подавателем обществоведения в школах фабрично-заводского ученичества. Слово «Академия» звучит солидно, но многие из нас только начинали тогда свой путь в на стоящую культуру. Мы часто спорили, і Имеется в виду сборник Всеволода Ива нова «Седьмой берег». и иногда — даже о мелочах, В повести «Бро непоезд 14-69» иные эпитеты Иванова воспринимались трудно. Например, я ни как не мог представить капитана Незела- сова, когда автбр сравнивает его тело с помятой жестянкой из-под консервов. Но образы писателя оживали, едва в вообрат жении возникали эпизоды, отдельные кар тины его повести, потрясазшие своей прав дой. Особенно сильное впечатлание произ вела на всех сцена с американцем. Ведь мы жили тогда ожиданием близкой м иро вой революции. В Москве было много ино странных товарищей, с которыми мы д ру жили, по-братски открывая им Россию и собственные сердца. Помню и другое. Как жадно накидыва лись мы на первые советские журналы, как ждали первые произведения советской ли тературы— они рождались на наших гла зах. По возможности мы старались попасть на все выступления Луначарского — и у нас в Академии, и в других местах. Анатолии Васильевич много говорил о путях молодо го искусства. «Бронепоезд» одним из пер вых появился на этом пути. Еще не было «Чапаева», «Железного потока», «Разгро ма», «Шторма»... В повести Иванова мы уз навали самих себя и своих товарищей по вчерашним боям, по сегодняшней вузов ской скамье. Второй раз я встретился с «Бронепоездом 14-69» на премьере во МХАТе. Я заведовал тогда одним из отделений Академии ком мунистического воспитания, одновременно работал преподавателем фабзавуча. Я о р ганизовывал коллективные посещения это го спектакля — успех его был огромным. Об игре артистов и режиссуре уже много писали. Хочу вспомнить сейчас о другом . Вспомнить автора, каким увидел его на од ном из самых первых представлений. Меня поразило, что в то время, как зрительный зал содрогался от аплодисментов, Всево лод Иванов был сосредоточен и задумчив. Мне показалось: он внимательно всматри вался в лица людей, о которых писал и ко торых теперь вместе с театром возвращал ненадолго в их юность, в их борьбу». Вспомним: в середине 20-х годов в стра не было проведено довольно широкое изучение читательских мнений. Что стало очевидным? Шел трудный и долгий пр о цесс формирования художественных вку сов. Нет, не стоит сегодня абсолютизиро вать результаты тех давних исследований. Но не стоит ими и пренебрегать. ...Январь 1927 года. В Доме Союзов со бралось совещание читателей рабочих биб лиотек. Здесь же немало писателей. Ж ур налист, побывавший на совещании, отметил: «Большинство читателей — в возрасте 25— 35 лет, в зале много женщин с детьми. Как правило, выступающие подчеркивают, , они говорят от имени своих товарищей. Неко торые даже «огласили доверенные им письменные отзывы». Мы привыкли полагаться на коллектив ные суждения. Преодолевая субъектив ность, они ведут к истине. .Но на первый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2