Сибирские огни, 1981, № 1
170 Е. ЦЕЙТЛИН сто: «а дальше его жизнь — это история его книг», то есть наступает сравнительно спокойная, безмятежная жизнь, кроме ав торских волнений за столом и плохих ре цензий. Должно быть, я плохой писатель, потому что мои книги — это своеобразные билеты: я из-за них езжу, они меня, так сказать, возят, и с каждой книгой не меньше при ключений, чем с изданием первой книги «Рогульки». Конечно, добавим мы, все это относит ся прежде всего и к самому известному произведению Всеволода Иванова. Чем еще поучительна для нас дорога «Бронепоезда 14-69»? Как часто она пере секалась с дорогами разных и многих лю- ^дей. В частности тех, кто вошел в историю мировой и отечественной культуры: режис серов, критиков, художников, артистов... Движение «Бронепоезда», имеющего раз личные редакции, отразило и смену эстети ческих программ, литературных стилей. Однако пора вспомнить еще один путь повести и пьесы Всеволода Иванова. Путь, тоже интересный и важный. Путь к чита телю. Попытаемся восстановить хотя бы неко торые отрезки этой дороги. Нужно ли го ворить о том, почему насущна подобная «реконструкция»? Давно известно: чита тель — один из главных участников лите ратурного процесса. Но его, читательский, голос все еще плохо слышен в литератур ной периодике, все еще слабо учитывается исследователями художественного творче ства... Эти заметки — штрихи к портрету чита теля и зрителя «Бронепоезда 14-69». Под черкну: именно «штрихи к портрету». Ведь, как уже отмечалось, в иные годы исследо вание читательских мнений велось недоста точно научно, в другие — вообще не про водилось... И все же, вслушиваясь сегодня в голоса читателей и зрителей «Бронепо езда 14-69», постигаешь многое. Прежде всего реальную сложность литературного и театрального процесса минувших лет. Читатель и зритель Всеволода Иванова 20— 30 годов.,. Это и красноармеец, и кре стьянин и рабфаковец, и профессиональ ный революционер, и заводской рабочий, и старый интеллигент или, как говорилось тогда, «спец», принявший новую власть... Что думал этот многоликий читатель и зри тель о молодом писателе, имя которого, по точному замечанию В. Правдухина, было «первым именем, вынесенным так быстро на высокие волны широкой литературной известности». На этот вопрос не так уж просто отве тить. Хотя ответов было много. Вот письмо к Всеволоду Иванову одного из прозаиков. В начале 20-х годов он вни мательно вчитывался в «Партизанские по вести» и еще только мечтал о своих кни гах: «Никому не было известно, какими сло вами можно выразить в искусстве этот не виданный переворот в жизни, в быту, в со знании людей. Да и, казалось, возможно ли выразить это вот так, сразу, на другой день, еще почти в огне схватки? И ты сказал эти первые слова, сказал о том, что было тобой пережито, сказал по- своему, так, как сказалось. И «Партизаны», , и «Бронепоезд 14-69» стали классическими явлениями советской прозы». Письмо этого читателя не нуждается в комментариях. Просто назову его имя: Александр Фадеев. В письме есть не толь ко серьезные размышления о прозе Всево лода Иванова. Есть и улыбка — автор пись ма вспоминает свою юность: «Студент того легендарного врем ени— я ходил из ком наты в комнату по общежитию и читал вслух Всеволода Иванова очен» звонким голосом. Помимо всего прочего, это оказа лось и выгодным во времена, когда сту денческий паек состоял в основном из ржавой селедки. Упоенные, как и я, слу шатели и слушательницы родом из дерев ни охотно делились со мной хлебом и са лом». Если собрать вместе все суждения со- времеников о повести и пьесе Всеволода Иванова, получится несколько толстых то мов. Может быть, самые интересные из высказываний — самые ранние: авторы еще не знали, что пишут и говорят о клас сике. Восторженно, быстро, сразу после про чтения повести, откликнулся на нее В треть-: ем номере журнала «Политработник» за 1922 год Дмитрий Фурманов. Он заметил, что читатель уже привык «от Всев. Ивано ва получать одну прекрасную вещь за д ру гой: «Бронепоезд 14-69» — одно из его лучших творений». И кратко очертил дей ствие повести: «Этот бронепоезд у белых; его задача — курсировать на определен ном участк#, сокрушать красных партизан... Но пришло и ему время — партизаны оси лили бронепоезд: обрызгали его своею кровью и мозгами, а все-таки взяли... Эпизоды в повести неподражаемы, осо бенно один — с американцем, попавшим в руки партизан. Дело, казалось бы, конче ное: с минуты на минуту ждешь, что толпа разорвет его в своем безудержном гневе... И вдруг, как светлый луч во тьму, кидается мысль о том, что следовало бы отпустить его, только рассказать сначала, «за что мы боремся». Но американец — ни в зуб толк нуть по-русски, а по-ихнему партизаны — тоже. Да, видно, дело не только в словах: американец понял все, что хотели сказать ему партизаны». Автор «Бронепоезда 14-69» привел чита теля в незнакомые места. Привел в лите ратуру новых героев. Это одна из причин, определивших огромный интерес к его прозе. В 1922 году молодой Николай Асеев заметил: «Всев. Ивановым обрабатывается кусок земли от Урала до Тихого океана.' и обрабатывается упорно, безустапьно, с ве ликой любовью, пристальностью, востор женной чуткостью. И дикая, непонятная для нас до сих пор тьма тайги проясняет ся, цветет и дышит под г-орящим — сталью лемеха, продирающего целину — острым и звонким пером».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2