Сибирские огни, 1981, № 1
Е. Цейтлин «БРОНЕПОЕЗД 14-69» НА ДОРОГАХ ВРЕМЕНИ (Читатели и зрители о повести и пьесе Вс Иванова) Одна из самых интересных и загадочных жизненных дорог — это дорога литератур ного произведения. Не случайно Всеволод Иванов, может быть, более всего ценивший 'неожиданности в искусстве, всегда мечтал написать историю собственных книг. Уж он то знал, как много различных сюжетов от крывается здесь: драматических, юмори стических, детективных, лирических..., «Историю моих книг» Иванов написал в 1957 году, готовя свое последнее прижиз ненное собрание сочинений. Написал, вспо миная не забытое, но уже «отболевшее» прошлое, окидывая взором почти полвека своего литературного пути. На склоне лет Всеволод Иванов задумы вался о том, сколь не схожие судьбы были уготованы его творениям. Одни сразу пос ле их появления вызвали бурные споры современников. Другие — как повесть «Воз вращение Будды» — вначале прошли неза меченными, но зато были «открыты» чита телями последующих десятилетий. А такие произведения, как цикл рассказов «Тайное тайных» или пьеса «Блокада» подверглись когда-то сокрушительной критике, хотя пос ле стало ясно: это были важные вехи на пути исканий большого художника. Совсем иной — блестящей, но тоже по- своему непростой,— оказалась судьба по вести «Бронепоезд 14-69» и выросшей из нее пьесы. Есть произведения, которые становятся символами. И символами целой литературы, и символами отдельной писа тельской дороги. Именно таков знаменитый «Бронепоезд 14-69». Луи Арагон задал вопрос: «Можно ли себе представить историю советской лите ратуры и даже литературы XX века в це лом — без «Бронепоезда»?» И ответил: «Нет, это было бы просто невозможно». Но в блеске славы нередко таится дра матизм. Сейчас для исследователей все оче виднее парадоксальное значение в творче ской биографии писателя «Партизанских по вестей», куда входил и «Бронепоезд 14-69», Конечно, «именно эта книга сделала его классиком советской прозы, но она же во многом неправомерно заслонила собой от читателя другие, не менее замечательные книги художника, который работал в ис кусстве после создания «Партизанских по вестей» еще 40 лет» (Е. Краснощекова)1. Дорога «Бронепоезда 14-69» почти сов пала во времени с дорогой самого творца. Всеволод Иванов написал свою повесть в начале литературного пути, а потом не «расставался» с нею и одноименной пьесой до самой смерти. Оттого «сквозь призму» «Бронепоезда 14-69» мы хорошо видим и самого автора на разных этапах его жизни. Видим молодого литератора, бескорыстно преданного искусству, дерзко пробующ его свой голос. Видим и умудренного мастера, по-прежнему отвергающего легкий успех, какие бы то ни было компромиссы. Мы по стигаем и творческую лабораторию худож ника слова: ведь он не раз переделывал «Бронепоезд 14-69», меняя даже, жанр произведения! Вместе с «Бронепоездом» автор много- кратно отправлялся в путь. В дневнике Все- волода Иванова есть ироническая .запись: «О хороших писателях, когда они приобре тут имя, начинают печататься, говорят ча-• • Сб. «Рожденные Октябрем». М.. 1979. с. 71.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2