Сибирские огни, 1981, № 1
МЕСТОРОЖДЕНИЕ 155 чали в меру сил, собирали ягоды, орехи, лечебные травы. Нефтеградцы к деревуш ке прямого касательства не имели, мирно соседствовали с ней, в трудную минуту пользовались гостеприимным кровом ста рожилов, и только. Но постепенно два по селения объединились и выросло рядом с городом большое механизированное сель скохозяйственное предприятие, снабжаю щее нефтедобытчиков молоком, яйцами, мясом, овощами. А нефтеград Стрежевой снабжает страну и прежде всего промыш ленный Кузбасс топливом и сырьем. К его центральному товарному парку подведены ключевые отводы нефтепровода Александ ровское — Анжеро-Судженск и газопро вода Нижневартовск — Томск — Кузбасс. Трудно поверить, что Стрежевой — пол ностью привезенный город. По Оби в на вигацию шли и шли сюда караваны б а р ж — с кирпичом, цементом, песком, гравием, металлическими каркасами, ма шинами*, промышленными и продоволь ственными товарами. Даже чернозем для газонов, траву и новые, привычные к го родским условиям кустарники и деревья пришлось доставлять на Пасол издалека. За пять месяцев до начала этого гигант ского «завоза» родилось управление «Томскнефть», а за полтора — исполняю щий обязанности начальника нового управ ления Николай Филиппович Мержа теле графировал Томскому районному участку речного пароходства: «Просим судно под первую томскую нефть подать к причалу сборного пункта в протоке Старица 13 ию ня в шесть часов утра по томскому време ни», И ушел с первыми двумя тысячами тонн нефти Советского месторождения первый танкер. Николаю не довелось присутствовать при этом замечательном событии, но он живо представлял его по рассказам ветеранов и, не удержавшись от соблазна,— в Стреже- вом многие грешат стихами, такой это гО- р оді — написал: Пытаясь скрыть волненья лишку. Большущий ключ в руках держа. Вдруг крикнул: «Товсь, открыть задвижку!» — Охрипшим голосом Мержа... До последнего времени Николай Филип пович был генеральным директором объ единения «Томскнефть». В разговорах меж собой бывалые промысловики величали М ерж у почтительно и вместе с тем по- свойски— генералом. Так короче, да и точнее: как-никак он для них если и не бо евой, то проверенный общиміи походами, тяжким трудом и лишениями командир. „.Еще один поворот — к трибунам. Па радный марш подтянул колонну. Замедли ли шаг, поджидая товарищей, Горобец и Белоус. И именно в эту минуту сложились у Николая не очень искусные, зато искрен ние строки: Вспомни первую палатку, Что стояла у реки. И таежную полянку. Где стучали молотки. Вспомни первую лежневку. Что дорогой жизни звали. По которой на маевку Мы вот так же прошагали. Нефтяные наши версты... Стал нам вехой стержневой Тот поселочек-подросток. Юный город Стрежевой. Породнились мы сердцами, Побратались мы судьбой— Нынче города отцами Называют нас с тобой. У диспетчерской Первым рейсом улететь на промысел Николаю не удалось. Хоть бы на второй попасть. Не зря толкуют тертые люди: хуже нет — ждать и догонять. А ждать час тенько приходится — у погоды свои резо ны, свое расписание. Оставшиеся образовали кружок, задыми ли папиросками. Разговор, правда, не кле ился: за праздник наговорились. Николай к куреву равнодушен, но тоже встал в общий круг, рядом с однобригад- ником слесарем Славой Маланиным. В тес ной «ожидаловке» душно, а на весенний ветерок не очень-то тянет. Видно, кто вах товую вертушку ждет, а кто рейсовый са молет. На завалинке диспетчерской, особняком ото всех, пристроился парень в кожаной куртке — сам мощный, плечистый, а голова маленькая, круглая. Не голова — поплавок, подрагивающий в полынье серого свитера крупной вязки. Николай улыбнулся, вспомнив: Синень кий Скромный ПлаточекІ В марте это было, во время перевахтов- ки. Запуржило, занепогодило. У вер толетной площадки человек двадцать собралось, всем хочется в Стрежевой улететь. Пилоты честно предупредили: «Все, мужики, последняя лётка. До утра другого борта не ждите. Женщин заберем, а вас нет». И начали подниматься по лесен ке поварихи, цаповки, комендант. Вместо десяти пассажирок бортмеханик насчитал одиннадцать, хотел проверить, а потом махнул рукой — нет времени. Так и улете ла с перебором. А потом выяснилось, что одиннадцатым этот парень был. Как? Что? Оказалось, барышней прики нулся. Носовой платок у него самодель ный — не платок, а скатерть. Накинул он эту скатерть на свой поплавок вместо го ловного убора и, воспользовавшись спеш ностью посадки, метелью, густеющими су мерками, прошмыгнул в кабину. Женщины уже в полете его опознали, да поздно... Как-то пришлось Николаю лететь по де лам через Томск в Новосибирск. Еще на аэровокзале приметил он парней в зеле ной стройотрядовской форме. На груди каждого — колонки значков, на рукавах — эмблемы: высоковольтная линия, над ней вертолет. И пели они соответственно — «ЛЭП-лятьсот не простая линия...» Арти стично так пели, под гитару. А командо вала лэповцами бойкая дивчина. Перед по садкой в самолет бросила она клич: «Ре бятушки, милые, пересчитайте друг друга,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2