Сибирские огни, 1981, № 1

138 Д ; з о л о т о в В весеннюю распутицу на станциях оседают миллионы тонн минеральных удоб­ рений, которые из-за бездорожья не могут быть доставлены на поля к нужному сроку. Причины в том, что к станциям нельзя подъехать в распутицу™ В Российской Федерации и в других союзных республиках накоплен большой опыт строительства местных дорог с участием колхозов, совхозов, предприятий и хо­ зяйственных организаций. За истекшие два десятилетия, в основном за счет этого источника, протяженность дорог с твердым покрытием в Российской Федерации возросла в 3 с лишним раза. Дороги с твердым покрытием проложены до 16 тыс, колхозов и совхозов, до 1500 сельских райцентров. Построено более 500 км постоян­ ных мостов — железобетонных и металлических. Но мы бы считали, что у нас здесь не все резервы исчерпаны. Само наше государство ежегодно вкладьтает огромные средства в дорожные работы, и эти капиталовложения, а также материально-техниче­ ские ресурсы распределены по министерствам и ведомствам, каждое из которых решает свои частные задачи. В результате возникают не связанные м еж ду собой до­ роги, подобные ветвям дерева, отрубленным от ствола. М ож но считать аксиомой, что в условиях бездорожья не может быть процветаю­ щего, рентабельно работающего хозяйства. И, наоборот, многочисленные примеры, которые публиковались и публикуются в печати, доказывают, что с прокладкой хоро­ шей дороги в отдаленный район, колхоз или совхоз дело там быстро меняется к луч­ шему: закрепляются кадры, прекращается отток молодежи, растет продуктивность земледелия и животноводства, повышается производительность труда сельских тру­ жеников, растет рентабельность хозяйства в целом. Короче говоря, вся жизнь на селе оживает, будто сбрызнутая живой водою і Министр столь увлеченно и содержательно отстаивал важность строительства дорог, что ему было предоставлено время сверх установленного регламента. Посту­ пим так и мы: — По выражению К. Маркса, продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит свое передвижение. Решить эту задачу простым увеличением количества автомобилей невозможно, поскольку это путь экономически несостоятельный... В неисчерпаемой сокровищнице ленинского идейного наследия мы находим акту­ альные и для наших дней многочисленные указания на огром ную роль бесперебойно функционирующей транспортной системы для экономического и духовного развития общества. Вот документ 1918 года. «Выписка из резолюции митинга по поводу 1-й го­ довщины Октября крестьян села Ш ироково Ветлужского уезда Костромской губернии»: «Просить тов. Ленина и весь Совет Народных Комиссаров о проведении шоссей­ ной дороги от Ветлуги до села Ш ироково, в чем и мы, крестьяне Ш ироковской волости, прилагаем все силы к устройству вышеуказанной дороги в память Октябрьской рево­ люции. Это с нашей стороны, крестьян, будет вечной памятью о революции. Какой бы крестьянин ни поехал, будет помнить Октябрьскую революцию, по­ тому что мы, крестьяне, много сот лет купаемся в этой проклятой романовской грязи и в память Октябрьской революции шлем вечное проклятие дому Романовых, вместе со всеми царями и плутократами, и всемирной буржуазии и так далее». В октябре 1921 года в руки Ленина попадает брошюра инженеров, побывавших за границей, изданная в 1915 году Всероссийской сельскохозяйственной палатой, о пе­ редовом по тем временам опыте машинной прокладки дорог. Прочитав ее, Ленин дает поручение Н. П. Горбунову: «...3) написать инженеру Н. С. Ветчинкину, не мог ли бы он дать статью в «Эко­ номическую жизнь» или «Известия» по данному вопросу, написать небольшую брошю ­ ру с добавлением выводов из новой (1914— 1921) заграничной литературы. 4. Предложить Президиуму ВСНХ установить: а) правильный учет имеющихся у нас дорожны х машин™ б) ответственных лиц за учет и использование этих машин... в) обсудить, не следует ли небольшое число тракторов поставить на эту работу N вести ее систематично». Слово «систематично» подчеркнуто Лениным трижды. . „„ *, ...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2