Сибирские огни, 1981, № 1

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС 137 И не простой, а во много раз более сильной, чем сегодняшняя. Такой, как 150-тонные самосвалы, гигантские экскаваторы, представленные для наглядности а очередных слайдовых иллюстрациях к докладу. Освоить их массовый выпуск — важнейшая задача отечественного машиностроения. «Мы поставили перед собой такую капитальную задачу, как повышение эффек­ тивности производства и качества работы,— говорил на июньском Пленуме (1980 г.) ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев.— Она должна быть постоянно в поле нашего зре­ ния. Необходимо и дальше думать, как ускорить научно-технический прогресс...» Стремясь внести свой вклад в решение этой задачи, исследуя пути ускорения научно-технического прогресса, ученые-экономисты обращают особое внимание на перестройку системы планирования и управления народным хозяйством, на совер­ шенствование всего хозяйственного механизма, структуры управления народным хо­ зяйством. Без изменения этой структуры, без глубокого рассмотрения конкретных мер, связанных, в частности, с улучшением решения межотраслевых проблем, полной отдачи не будет, ибо трудно успешно управлять в условиях, когда даже такая опре­ деляющая сфера, как машиностроение, не имеет единого общесоюзного органа, считает докладчик. То же относится к топливно-энергетическому комплексу, к единой транспортной системе страны, ко всему аграрно-промышленному комплексу. Вместе с тем, очевидно, было бы неправильно уповать только на организационную сторо­ ну дела. Существует такая крупная проблема, как распределение ресурсов. Если они будут распределены правильно, это обеспечит улучшение всех сторон дела. Речь идет, в пер­ вую очередь, о выделении приоритетных направлений, обладающих преимущественным правом на получение средств. В производство машин и оборудования для отраслей народного хозяйства у нас сейчас вкладывается около 5% от всех производственных капиталовложений. В хими­ ческую промышленность почти в 40 раз больше, чем в химическое машиностроение, в мелиорацию — в 80 раз больше, чем в мелиоративное машиностроение; в аграрно­ промышленном комплексе доля затрат на развитие сельскохозяйственного машино­ строения, тракторостроение составляет около 3%. Очевидно, что при таких пропор­ циях в распределении средств современное машиностроение хорошо развиваться не сможет. Для того чтобы выделить такие приоритетные области, очень важно раз­ работать (и в этом большой долг работников науки) современные научные подходы к планированию, к определению перспективы хозяйствования. И здесь трудно пре­ увеличить значение системного анализа, рассмотрения всех мероприятий с позиции достижения конечного народнохозяйственного эффекта. Взять, к примеру, использо­ вание грузовых автомобилей в народном хозяйстве. Установлено, что 37% грузовиков каждый день не выезжают за ворота автобаз. Те, которые выезжают, работают только 9 часов в сутки, из них 3 часа стоят под загрузкой и разгрузкой. Оставшиеся 6 часоз они находятся в пути, причем почти половина грузовиков едут пустые. Те, которые что-то везут, загружены в среднем на 70%. Какой же получается КПД? Мне кажется, что академик Аганбегян взял пример низкого КПД из сферы авто­ транспорта не случайно. Автомобиль в народном хозяйстве будет и дальше теснить другие виды транспорта. Разобраться в причинах низкого КПД грузовиков поможет другой «внеочередной» оратор — министр автомобильных дорог РСФСР А. А. Ни- колаев: — От наших дедов до нас дошла народная мудрость; «Везет не конь, а дорога». В наше время эта истина выступает еще резче: без хороших дорог и мостов автомо­ биль мертв. _ ______ Как показали специальные обследования, проведенные в 200 районах РСФСР. от Дальнего Востока до Северного Кавказа, в бездорожных районах издержки себе­ стоимости сельскохозяйственной продукции достигают 40— 47 процентов, нередко стоимость доставки превышает выручку хозяйства от продажи продукции. До 60 ^ тракторного парка занято разорительной работой по буксировке автомобилей, а также грузоперевозками, нередко на далекие расстояния. Хозяйства несут убытки от сни­ жения качества и порчи продукции вследствие невозможности ее своевременно вы- везти.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2