Сибирские огни, 1980, № 12

76 ЭДУАРД БУРМАКИН ник. Вопросов никто не задавал. Да и Очем спрашивать? «Нет вопросов? Тогда, если появятся, можно подать в письменном виде. Итак, при­ ступаем к обсуждению. Кто просит слова?» Начальник обводил взгля­ дом присутствующих, но никто не торопился просить слова. Он нахму­ рился, посмотрел на часы, строго заметил: «Не будем терять время, то­ варищи!» Тогда поднялся пожилой учитель географии, Роман Петрович, председатель профсоюзного комитета. Он было начал издалека, с роли профсоюзной организации в школе, с мероприятий, проведенных по ини­ циативе местного комитета, но председательствующий бесцеремонно его прервал: «Давайте-ка ближе к делу, Роман \Петрович!» Роман Петро­ вич заторопился, засуетился, стал излагать свои претензии к «руковод­ ству школы» — он тоже решил взять на вооружение это удобное поня­ тие, позаимствован его у завуча. Но, очевидно, от него ждали большей конкретности и большей резкости, начальник откровенно морщился и поглядывал на выступающего с недоумением. Роман Петрович вовсе терялся под этими взглядами, и было видно, как тяжело ему говорить все то, о чем, вероятно, его просили сказать, чтобы нанести удар по ди­ ректору, что называется, с позиции профсоюза. Комканая, скорее при­ миряющая, чем разоблачающая, речь председателя месткома вызвала явное неудовольствие начальника. Он хмурился, громко прокашливался, прочищая горло, и неожиданно проговорился: «Ну, кто там еще у нас намечался-то?.. Пожалте!» Тогда встала и вышла перед собранием Га­ лина Семеновна. Вырисовывалась хорошо спланированная картина: сперва завуч — «с высоты объективности», 'потом Роман Петрович — «от имени профсоюза», теперь Галина Семеновна — «от лица молодых учителей»,— все они, один за другим, критикуют директора, как бы вы­ ражая мнение самых разных слоев школьного коллектива. После тако­ го дружно организованного удара директора уже ничто не спасет. Я пло­ хо слушал Галину Семеновну. Она почти слово в слово повторила то, что говорила на педсовете. Много злости и мало доказательств. Не за­ была она, конечно, и про меня — повозмущалась моими эксперимента­ ми, но только для того, чтобы обвинить директора в попустительстве и все в той же необъективности. Меня совершенно не тронули ее слова, я лихорадочно соображал, как прервать эту цепочку организованных выступлений, как разрушить заранее оговоренный порядок?.. Надо самому выступить. Сейчас. Не­ медленно! Пока еще есть небольшая надежда заступиться за справедли­ вость. С каким бы наслаждением я сейчас вскочил и крикнул во все гор­ ло: «Долой чахохбили!» Все эти чахохбили планово расправлялись с нашим директором. Меня все больше захватывали дух неповиновения и ни черта не пугающаяся решимость, которую вынес я из своей студенче­ ской жизни, набравшись ее у бывших фронтовиков. Едва Галина Семеновна кончила говорить и председательствующий одарил ее вполне довольной улыбкой, я встал и громко сказал: «Поз­ вольте мне!» Начальник вопросительно взглянул в сторону Марии Пав­ ловны, потом на меня, а я уже шел, торопясь, чтобы он не придумал ка­ кой-нибудь отговорки и не дал слово запланированному оратору. Он так и не успел ничего сказать. Я встал немного сзади и сбоку начальника и, не дожидаясь его разрешения, заговорил: «Товарищи! Люди честные! Что же мы сидим-то с вами? Почему же мы позволяем облыжно ругать директора? Неужели нужно доказывать, какой замечательный учитель, •педагог Николай Михайлович! Тут его уже не в первый раз обвиняют в нетребовательности, в непринципиальности... Между прочим, имея в ви­ ду и то, что он не ставит на своих уроках двоек. Попробовали бы вы так учить! У вас ничего не получится! Потому что для этого учитель должен иметь абсолютный авторитет у учеников. Для этого он должен поднять­ ся на такую высоту педагогического таланта, до которой мы все еще не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2