Сибирские огни, 1980, № 12
СОЧИНЕНИЕ НА НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА 75 Собирались в классной комнате десятого класса, самой просторной. Рассаживались за>парты. И даже то, как рассаживались, говорило о многом. Сторонники директора тихо занимали задние парты, а его про тивники оживленно, открыто рассаживались на первых. Пришла, ко нечно, и бухгалтер Клавдия Яиовлевна, вырядившаяся, как на вечерин ку, в тесное панбархатное синее платье, шитое, несомненно, еще в воен ные годы. Они сели вместе с Анастасией Филипповной и были похожи, как сестры. Мне было противно на них смотреть. Пожалуй, больше мое любопытство вызывали завуч Мария Павловна и математик Виктор Петрович. Завуч деловито и быстро прошла к первой парте в левом ря ду, села и тотчас стала листать тонкую тетрадку, позже выяснилось, что она должна была делать доклад. Виктор Петрович сел в середине, и я невольно подумал, что и теперь он занял позицию, которая не позволяет с точностью сказать, к какому лагерю он принадлежит. Но это, конеч но, объяснялось моим давнишним чувством недоверия к нему. Начальник учебных заведений величественно вплыл в класс вместе с директором, сам сел за учительский стол, а Николай Михайлович пристроился рядом с Марией Павловной. Начальник весело оглядел присутствующих и, не поднимаясь со стула, открыл собрание, сказав при этом: «Для того, что бы принять окончательное решение, я должен выслушать мнение кол лектива». Мне показались эти слова верхом лицемерия. Кроме того, ме- 1ня покоробило, что он даже не встал. Я едва удержался, чтобы не вы разить вслух охватившее меня негодование. Начальник предоставил слово завучу. Причем, он сделал это опять не так, как, я считал, нужно было. Он сказал: «Я дал поручение завучу школы подготовить небольшой отчет о положении дел. Пожалте, Мария Павловна! Доложите обста новку!* — и снова посмотрел на всех полководческим взглядом. Мария Павловна встала возле учительского стола рядом с начальником, всем своим видом напоминая примерную ученицу, отвечающую урок. Она го ворила, не поднимая глаз, уткнувшись в тетрадь, но во всей ее позе, в голосе собрание должно было заметить глубокое огорчение, даже скорбь, шо поводу того, что ей придется сказать. Она кратко доложила об ито гах третьей четверти и сразу ¿ке перешла к главному — ненормальной обстановке в коллективе школы. О, как умно и хитро построила она свою речь! Она избегала прямых нападок на директора, чаще всего употребляя общее понятие «руководство школы», тем самым как бы имея в виду и самое себя. Более того, в ее речи звучали даже осужда ющие слова в адрес тех учителей, которые не прислушивались к заме чаниям «руководства школы», продолжали заниматься «мелочным сведением счетов, что не могло не отразиться на качестве учебной рабо ты и настроении коллектива. Ведь дело дошло уже едва ли не до очко втирательства. Ради дутой успеваемости некоторые учителя не вы ставляют в журнал двойки за письменные работы, занижают требова ния к учащимся»... Ого! Крепко меня ухватили!.. «Я»неоднократно говорила, советовала, настаивала на том, чтобы мы заняли принципиальную позицию, соответствующую требованиям, предъявляемым к советскому учителю. Но меня не слушали...» Так Ма рия Павловна, наконец, выделила себя из абстрактного «руководства школы», недвусмысленно дав понять, что только она и сохранила прин ципиальную объективность, не скатившись в трясину обывательщины. Мария Павловна еще раз продемонстрировала, сколь она мудра, вы держанна и как высоко стоит по сравнению со всеми, кто беспринципно сводил друг с другом счеты... Когда она закончила, то вопросительно поглядела на председатель ствующего, на лице которого было написано полное удовлетворение речью Марии Павловны. «Прошу задавать вопросы»,— сказал началь*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2