Сибирские огни, 1980, № 12
СОЧИНЕНИЕ НА НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА 55 языка, что в последующие годы нам совсем не составляло труда усваи вать новые и новые знания, справляться с новыми словами и оборотами. В букваре, по которому мы учились читать, были знаменитые сло ва: «Мы не рабы, рабы не мы!» Наша первая учительница воспитывала и учила нас так, что мы никогда не смогли бы стать рабами. Она учила нас вольности, свободомыслию, на каждом уроке, когда давала возмож ность понять до конца все, что объясняла, когда поощряла наши неуем ные фантазии по поводу или не.по поводу урока. Она учила нас свобо долюбию, никогда не крича на нас, не добиваясь соблюдения дисципли ны силой, потому что сама признавала лишь сознательное и доброволь ное подчинение правилам, продиктованное развитым чувством долга. И другим учителям потом было трудновато с нашим классом, мы не терпели окрика, грубости, мы требовали уважения к себе... Не потому ли меня так радостно поразил опыт Николая Михайло вича Кемова, который на своих уроках не ставил двоек, что я увидел, почувствовал в этом нечто уже испытанное на себе, близкое, почти род ное! Этот опыт означает, что наш директор поднялся на ту учительскую высоту, где взаимоотношения строятся на родстве душ, на духовной бли зости, духовном понимании учителя и учеников. «Вот оно что! Вот оно что!» — радовался я своему открытию. Зна чит, и у меня ничего не получилось с обучением без двоек потому, что я еще не достиг такой высокой степени педагогического мастерства. И толь ко сейчас что-то у меня стало получаться, мы будто медленно, еще сму щаясь и сомневаясь, пошли друг другу навстречу — мои ученики и я. Как же некстати пришлось мне втянуться в школьный конфликт. Как это все далеко от живших во мне представлений об учителе-челове- ке, стоящем значительно выше всех других людей и просто не способном опускаться в суетливую бестолочь низменных человеческих страстишек и претензий. Я и себя-то не мог еще причислить к истинным учителям, потому, что вовсе не ощущал в себе необычных сил, особого духовного содержания, дающего мне право быть таковым. Я лишь испытывал же лание, мне нравилось называть себя учителем словесности. Как мне нравилось все, даже чисто внешнее, сопровождающее эту профессию. Я любил свой портфель — большой, с множеством отделений, куда вхо дили и книги, и тетради, любимые мной блокноты, карандаши, ручки, резинка, перочинный нож. Это походило на мое чувство к первому школьному ранцу, когда я не мог насмотреться на него, я его без конца открывал и закрывал, перекладывал учебники, тетради, пенал, я его гладил, обнимал и едва ли не пробовал на зуб. Я Любил школьные жур налы и с удовольствием делал в них свои, учительские, записи. Я любил свой письменный стол в узкой комнатке, стоящий у окна, застеленный плотной розовой бумагой, с чернильным прибором, с особой чернильни цей для красных чернил, со стаканчиком, где стояли две толстые ручки с любимыми моими перьями — «селедочками», с отточенными цветными и простыми карандашами, со стопками книг и все тех же ученических тетрадей, аккуратно сложенных справа й слева. Едва я заходил домой, как меня тянуло присесть к письменному столу, читать, делая каранда шом пометки на полях, проверять тетради, писать планы уроков. Все, все мне было мило. Но я понимал, что испытываемое мной удовольствие от этих внешних атрибутов профессии, конечно же, еще не приближает меня к главному в учительской работе. До главного надо долго идти... Едва начались занятия, как к нам нагрянула комиссия из районо. Все понимали, что инспекционная проверка не случайна, что, видимо, подошло время так или иначе разрешить разделивший учителей конф ликт. По этой причине все особенно нервничали, в штыки встречали лю бое замечание, смотрели друг на друга с подозрением, усматривая за каждым словом особый, скрытый, обидный смысл. Так что комиссии на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2