Сибирские огни, 1980, № 12
54 ЭДУАРД БУРМАКИН первых «а», «б» или «в» классу принадлежим, началась толкотня. Три женщины, спрашивая чуть ли не каждого: «Ты из какого класса»,— раз водили нас по трем группам. Наконец, разделение состоялось, и самая высокая, самая пожилая женщина, в темном платье, с седеющими, но пышными волосами, сказала нашей группе: «Первый «б», встаньте па рами. Я ваша учительница. Меня зовут Анна Тимофеевна. Сейчас мы все тихо и спокойно пойдем в класс. Идите за мной». Я во все глаза смотрел на учительницу, ловил каждое ее слово, боясь, что как-нибудь нечаянно не послушаюсь ее. И все мы полностью препоручили свою волю нашей учительнице. И в последующие дни мы с некоторым удивлением и недоверием поглядывали на учительниц других классов — неужели они тоже учителя? Для нас единственной и настоящей учительницей бы ла только наша Анна Тимофеевна. Хорошо помню, что и позже, уже кое- что познав из школьной жизни, мы затевали совершенно еще ребячьи спо ры — чья учительница лучше? Может быть, эта детская суета была выражением какой-то очень серьезной потребности наших ребячьих душ, потребности безгранично' доверять человеку, который взялся тебя воспитывать и обучать самому важному, без чего не обойтись в жизни, без чего не осуществятся уже забредавшие в наши головы смутные мечтания о собственном будущем. Конечно, в столь раннем возрасте мы не могли осознать это разумом, но наши души чувствовали необходимость верить Анне Тимофеевне в каж дом ее слове и поступке, ощущали потребность любить ее. Если бы каж дый учитель знал и помнил, что все его ученики, впервые приходя в шко лу, готовы любить его, готовы исполнить его волю (это так же верно, как то, что все дети талантливы), то как бы прекрасно расцветали молодые души и умы, какие красивые и цельные характеры формировались бы уже в школе! Но даже и в тех случаях, когда учитель хорошо знает эту трепетную детскую готовность к любви, ему бывает нередко очень трудно самому сохранять терпеливую любовь к ученикам и ничем не нарушить, не уронить заранее полученное доверие. Увы! Учителя не небожители! И ча сто они идут более легким путем, не развивая, не укрепляя естественно рожденную духовную близость, а опираясь на привычные внешние школь ные правила, давно определившие систему отношений между учителем и учеником. Анна Тимофеевна, как я теперь понимаю, принадлежала к тому, редкому еще, типу учителей, которые самоотверженно идут на зов дет ских душ, отдавая себя им во власть, тем самым получая неоспоримое и почти безграничное право учить и вести за собой. Может быть, одним из признаков установления таких отношений оказывается желание уче ников подражать учителю. Мы подражали Анне Тимофеевне. Со сторо ны, наверное, это выглядело забавным, когда не только девочки, но и мальчики, придя домой, начинали говорить, рассуждать, ходить, приса живаться к столу, проводить двумя руками по волосам и делать множе ство других, не свойственных им до этого времени движений и поступков, которые были столь естественны для пожилой женщины. Анна Тимо феевна внешне вовсе не была необыкновенной, она не поражала нас экстравагантностью поступков и манер. Но она была естественна и гар монична во всем: в одежде, в прическе, в движениях, в голосе, в выраже нии лица. И чем больше мы улавливали ее гармонию, ее не наигранную, а искреннюю естественность, тем больше нам хотелось подражать Анне Тимофеевне, тем больше она нас привлекала, потому что ведь все это были признаки истинно прекрасного, к чему всегда стремится человек. Вспоминая об Анне Тимофеевне теперь, как об учителе, я прихожу к выводу, что самым сильным ее профессиональным умением было ве ликое мастерство обучать родному языку. Наш класс был в школе са мым грамотным. Анна Тимофеевна сумела развить в нас такое чувство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2