Сибирские огни, 1980, № 12
СОЧИНЕНИЕ НА НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА 45 Мы с ней решили, что лучше мне. не приезжать в Томск на зимние школьные каникулы, как мы раньше планировали. Зато мы договори лись, что по окончании сессии Алька приедет ко мне и у нас будет целых две недели!.. Вспоминая об этом, я приходил в себя, разгонял тревогу и тоску, с энергией включался в работу. А работа шла нешуточная. Многие охотно приняли мое начинание и добросовестно читали'тре буемое по программе,-Правда, по-прежнему большинству оказывалось трудным пересказать содержание прочитанного своими словами, они все норовили говорить ближе к тексту — благо молоДая память усваивала все легко. Что ж, это было не так страшно. Я и сам задавал учить на изусть не только стихи, но и прозу. Глядишь, какие-то слова из того велико русского языка, которым писали классики, не только запомнятся, но и станут своими, перейдут в речь учеников. Еще я придумывал диалоги и речи минут на пять, на семь, оставляя им время в конце урока. Те мой мог стать и новый кинофильм, и международные события, и твор чество писателя, о котором мы говорили на уроке, и любое житейское событие. Вначале тоже никак все эго не получалось. Но однажды как-то все же получился разговор. Его начали Маша Попова и Коля Селиверстов. Вернее сказать, Маша начала, а Коле ничего не оставалось, как отве чать ей и тем самым поддержать разговор. Я предложил тему: «Зачем нужно знать иностранный язык». Как говорится, лед тронулся. Теперь чуть ли не на каждом уроке находятся добровольцы, желающие высказаться на предложенную тему или произнести речь Явно нравятся речи шутейные. Вчера, к примеру, поднимает руку Сидоркин: «Алексей Федорович! Позвольте мне произ нести несколько слов в защиту болезного вашего ученика Рябова, не успевшего прочитать заданные три главы великого романа Льва Тол стого «Война и мир». «Говорите, Сидоркин». И что же, он произносит складную, интеллигентную речь, к удовольствию учителя и всего клас са. В самом деле, лед тронулся! Мои ученики почувствовали вкус к языку, к построению фразьк Почувствовали вкус к юмору, а это уже что-то. Однажды я предложил десятому классу выпускать стенгазету под названием «Невежественный вестник». Предложение было поддержано. Я попросил остаться после уроков добровольцев. Осталась чуть ли не половина десятого класса. Я не стал возражать, и мы все вместе, пере бивая друг друга, подсказывая, вспоминая, а то и сочиняя на ходу, вы пустили стенгазету. Честное слово, это была настоящая сатирическая фантастика! Пьер Безухов встречался с Собакевичем и вел разговор о Тарасе Бульбе. Гринев объяснял Раскольникову, кому на Руси жить хорошо. Были также помещены стихи «Однажды в студеную зимнюю пору...», которые не выучил Анатолий С. и, отвечая на уроке, сам их до сочинял... , Газету повесили в коридоре, возле десятого класса, и на следующий день вся школа читала ее и потешалась от души. До Нового года мы еще дважды вывешивали новые номера нашего «Вестника», правда, в них мы уже не называли имен, давая возможность героям наших пародий хотя бы публично не признаваться в том, что они узнали себя. Я и не предполагал, что эта газета окажется столь дейст венной.» Ну, и конечно, литкружок. Мы твердо решили показать на нбвогод- нем вечере устный литературный журнал и собирались каждую неделю. В этих заботах проходили'мои дни. Бучерами я непременно нес до мой стопку тетрадей, то с диктантом, то с сочинениями. Ошибок по- прежнему, делали много. Я и не рассчитывал на быстрый успех, но все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2