Сибирские огни, 1980, № 12
СОЧИНЕНИЕ НА НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА 35 Как учиться говорить? Об этом я и сам думал весь вечер и долго не мог уснуть, а утром рассказывал об всем директору школы. Я не мог усидеть на месте и ходил-топтался в его кабинете, в узком пространст ве от стены до стены, между столом и дверью. — Николай Михайлович! Это — самое главное. Они не умеют гово рить! Элементарно! У них очень маленький словарный запас. Речь пре дельно замусорена словами-паразитами, бессмысленными междометия ми и бесконечными понуканиями. Это касается всех без исключения! Даже тех, кто отлично отвечает на уроках, вызубрив текст учебника. Та- 1кие кажутся просто неискренними, потому что говорят не своим языком... Да! Если хотите, тут есть аморальная сторона!. Но сейчас не об этом... Я понял важнейшую, магистральную линию, по которой надо двигаться! Все мои диктанты и дополнительные уроки мало что дадут, если мы не будем учить говорить...— Я остановился, посмотрел на Николая Михай ловича; меня немного смутила его улыбка. — Я слушаю, слушаю вас, Алексей Федорович! — Я хочу сказать, Николай Михайлович, что в основе грамотности должна лежать культура речи. Высокая культура! Когда появляется, ес ли хотите, эстетическое чувство языка, когда становится просто против ным всякое искажение. Эстетический вкус не позволяет мириться с та кими уродствами! Как не позволяет тот же вкус нам покупать на базаре мазню на клеенке, изображающую плавающих в пруду лебедей или ру салку. Ведь мы с вами -никогда не купим и не повесим на стене это уродство? — Не повесим! — снова улыбнулся Николай Михайлович. Понимал ли тогда Николай Михайлович, что эти, мне-то казавшиеся революци онными, грандиозными, планы во многом совсем не бесспорны? Скорее всего, понимал. Но он меня не одергивал, не разочаровывал, не охлаж дал пылкого желания учить по-новому. Он верил мне, верил, что я сам смогу быстро оценить все сильное и все слабое, как только начну на практике осуществлять эти идеи. — Вот так же и в языке! Нельзя просто заучить грамматические правила и стать грамотным. Язык — живой. В нем столько необъясни мых исключений из правил, что запутаешься. Одной памятью, одним умом тут не возьмешь. Тут нужно именно чувство красоты, питаемое самим духом, природой языка. — Я не языковед, Алексей Федорович, но готов согласиться с вами. Язык ведь и в самом деле начинается с устной речи. Письменность куда как позднее появилась... — Вот! — обрадовался я.— Именно поэтому надо начинать с повыше ния культуры речи. — Хорошо! И как вы мыслите? — Буду учить их говорить. Везде, при каждом удобном случае. На уроках. На литкру5кке. На переменках, после уроков. Но меня одного, Николай Михайлович, не хватит. Тут нужны усилия всех учителей. Что бы все включились в эту работу. Чтобы на каждом уроке шла борьба за культуру разговорной речи! — Это верно! Очень верно! Давайте-ка мы на педсовете обсудим это дело. Вы подготовьтесь. — Хорошо! И вот‘еще что, Николай Михайлович! Я намерен объ явить войну зубрежке по учебникам. Ведь что получается: человек мо жет и не читать произведения, но, вызубрив несколько страничек учеб ника, он лихо оттараторит и про идейное содержание, и про художест венные достоинства, и про все образы любого романа. Разве это нор мально? Нет! Я делаю главную ставку на чтение самих произведений. Я надеюсь, что такое чтение не может не стать, в конце концов, просто интересным и для самых ленивых. 3* -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2