Сибирские огни, 1980, № 12

СОЧИНЕНИЕ НА НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА 35 Как учиться говорить? Об этом я и сам думал весь вечер и долго не мог уснуть, а утром рассказывал об всем директору школы. Я не мог усидеть на месте и ходил-топтался в его кабинете, в узком пространст­ ве от стены до стены, между столом и дверью. — Николай Михайлович! Это — самое главное. Они не умеют гово­ рить! Элементарно! У них очень маленький словарный запас. Речь пре­ дельно замусорена словами-паразитами, бессмысленными междометия­ ми и бесконечными понуканиями. Это касается всех без исключения! Даже тех, кто отлично отвечает на уроках, вызубрив текст учебника. Та- 1кие кажутся просто неискренними, потому что говорят не своим языком... Да! Если хотите, тут есть аморальная сторона!. Но сейчас не об этом... Я понял важнейшую, магистральную линию, по которой надо двигаться! Все мои диктанты и дополнительные уроки мало что дадут, если мы не будем учить говорить...— Я остановился, посмотрел на Николая Михай­ ловича; меня немного смутила его улыбка. — Я слушаю, слушаю вас, Алексей Федорович! — Я хочу сказать, Николай Михайлович, что в основе грамотности должна лежать культура речи. Высокая культура! Когда появляется, ес­ ли хотите, эстетическое чувство языка, когда становится просто против­ ным всякое искажение. Эстетический вкус не позволяет мириться с та­ кими уродствами! Как не позволяет тот же вкус нам покупать на базаре мазню на клеенке, изображающую плавающих в пруду лебедей или ру­ салку. Ведь мы с вами -никогда не купим и не повесим на стене это уродство? — Не повесим! — снова улыбнулся Николай Михайлович. Понимал ли тогда Николай Михайлович, что эти, мне-то казавшиеся революци­ онными, грандиозными, планы во многом совсем не бесспорны? Скорее всего, понимал. Но он меня не одергивал, не разочаровывал, не охлаж­ дал пылкого желания учить по-новому. Он верил мне, верил, что я сам смогу быстро оценить все сильное и все слабое, как только начну на практике осуществлять эти идеи. — Вот так же и в языке! Нельзя просто заучить грамматические правила и стать грамотным. Язык — живой. В нем столько необъясни­ мых исключений из правил, что запутаешься. Одной памятью, одним умом тут не возьмешь. Тут нужно именно чувство красоты, питаемое самим духом, природой языка. — Я не языковед, Алексей Федорович, но готов согласиться с вами. Язык ведь и в самом деле начинается с устной речи. Письменность куда как позднее появилась... — Вот! — обрадовался я.— Именно поэтому надо начинать с повыше­ ния культуры речи. — Хорошо! И как вы мыслите? — Буду учить их говорить. Везде, при каждом удобном случае. На уроках. На литкру5кке. На переменках, после уроков. Но меня одного, Николай Михайлович, не хватит. Тут нужны усилия всех учителей. Что­ бы все включились в эту работу. Чтобы на каждом уроке шла борьба за культуру разговорной речи! — Это верно! Очень верно! Давайте-ка мы на педсовете обсудим это дело. Вы подготовьтесь. — Хорошо! И вот‘еще что, Николай Михайлович! Я намерен объ­ явить войну зубрежке по учебникам. Ведь что получается: человек мо­ жет и не читать произведения, но, вызубрив несколько страничек учеб­ ника, он лихо оттараторит и про идейное содержание, и про художест­ венные достоинства, и про все образы любого романа. Разве это нор­ мально? Нет! Я делаю главную ставку на чтение самих произведений. Я надеюсь, что такое чтение не может не стать, в конце концов, просто интересным и для самых ленивых. 3* -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2