Сибирские огни, 1980, № 12
СОЧИНЕНИЕ НА НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА 33 Мы только приблизились к ним. К тому, что можно увидеть и даже за рисовать. Мы и дальше будем с вами лишь подходить, иногда очень близко, к этим и другим тайнам мастерства, но последний, решающий шаг делается лишь художниками, лишь талантами... Но все-таки наши занятия, надеюсь, помогут лучше понимать литературу, как помогает понимать музыку музыкальная грамотность...» Она была умная, Анна Львовна! Но, главное,.самозабвенно любила литературу. Еще.она умела говорить вдохновенно, образно, глубоко, кра сиво, без пустот, без слов-паразитов. И этому искусству она тоже учила нас, заставляя высказывать свои суждения, находить слова для самых смутных, трудно выразимых ощущений и чувств. Она давала интерес ные задания: опишет портрет, внешность некоего человека, и предло жит — придумайте и расскажите о его судьбе. Или прочитает завязку какого-то рассказа, а мы должны дописать... У нас были билеты членов литкружка. Самодельные. Квадратики ватманской бумаги, вроде визитной карточки, в левом углу неожиданная виньетка — пересекающиеся гусиное перо и сабля, по верху строка: «Сабля да стих, чего же еще!» Ниже шли слова о том, что такой-то яв ляется членом литкружка пятидесятой' средней школы. Мы с Шуриком хранили эти карточки вместе с комсомольскими билетами. Все еще находясь под впечатлением самой первой научной лекции Анны Львовны, я .отказывался читать свои стихи, сколько раз меня ни приглашали. Я панически краснел, и меня быстро оставляли в покое. Я прочитал свои стихи в тот майский день, когда Красная Армия вошла в Берлин. В зале, где собирался наш литкружок, висел только что на писанный лозунг: «Советские войска в Берлине! Ура!» Он был так прост, понятен, что я, едва увидев и прочитав его и снова, про себя, крикнув «ура!», как мы кричали в школе на митинге, решился прочитать стихи, сочиненные в тот же день. Должно быть, эта моя неожиданная реши мость и общее настроение по случаю приближающейся, окончательной Победы обеспечили успех моему стихотворению. Но все же главный итог тех давних занятий в литкружке состоял в том, что я, в конце кон цов, бросил писать стихи, поняв, почувствовав свою неспособность к этому великому делу. Нет, я вовсе не пережил сокрушающего душу ра зочарования, не ударился в пессимизм, но все же долгое время моим главным настроением была тихая грусть, какая бывает при неизбежном расставании с чем-то милым, дорогим, к чему успел привыкнуть, .а оно ушло. Зато я твердо решил стать учителем словесности. Итак, я вспоминал первый в своей жизни литкружок, все, чем мы занимались в нем, Анну Львовну. Другого я тогда придумать не мог и, наконец, решился объявить ученикам, что в школе создаётся литкружок. Библиотекарь Надежда Сергеевна взялась написать плакатными перья ми, синими и красными чернилами, большое объявление о первом заня тии литературного кружка. Она даже сумела в конце объявления очень похоже пририсовать гусиное перо. Мы собрались в самой большой классной комнате, но и она едва вместила всех пришедших. Я, конечно, понимал, что тут присутствует больше любопытствующих, чем искренних любителей литературы. Тог да еще не было телевидения, а кино показывали чаще старое, вот и пришли от нечего делать. И все-таки большое число собравшихся меня обрадовало. Я примерно знал, что следует им сказать, что предложить, приготовился прочитать несколько стихотворений: Пушкина, Блока! Есенина и Маяковского, но вдруг почувствовал' неуверенность, а будет ли это им интересно, не станет ли наш кружок просто дополнительным уроком литературы. Поначалу так все и складывалось. Я говорил, они слушали, причем, менее внимательно, чем на уроке, шептались, бало вались. Потом я спросил, не пишет ли кто-нибудв из них стихи? При- 3 Сибирские огни М 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2