Сибирские огни, 1980, № 12

30 ЭДУАРД БУРМАКИН Ну, она, надо сказать, всю войну тройную нагрузку тянула. Как вол.. И общественные дела... Она у нас депутат сельсовета была... Вот так, знаете... Сейчас ушла в районо работать. Сама говорила: скорей бы мне хорошую смену прислали, устала, мол... Вот!.. А'теперь жалобы на меня пишет...» «Жалобы? На что?» «Да есть тут повод... Ну, это к делу не относится и вас не касается... Не обращайте внимания! Что же нам с учениками-то делать, а?» — Николай Михайлович снова листал сочи­ нения, думал, поглядывал на меня, и я сказал: — Буду диктанты с ними писать. — Верно! — оживился Николай Михайлович.— Восьмиклассников за три года, я думаю, вы подтянете. Труднее с десятым Классом. У них времени очень мало. И все-таки придется поработать, Алексей Федоро­ вич. Они же не виноваты. Может быть, дополнительные занятия?.. Я вам и от своей истории уделю несколько уроков... — Конечно, Николай Михайлович. Я готов поработать. — Хорошо... А вот с этими сочинениями что намерены делать? — Разберем... Работу над ошибками проведем. — Так, так. А двойки в журнал? — А куда же их, Николай Михайлович? — Куда же их... Только, видите ли, тут надо психологический момент учитывать; Двойка — сильное средство. Травма, можно сказать. Они, знаете, еще неустойчивые ребятишки. У них полюса — либо герой, выда­ ющаяся лйчность, либо ничтожефтвр, и готовы на себя рукой махнуть.... Да. Для некоторых двойка как оскорбление. Или официальный документ о неспособности... — Простите, Николай Михайлович, но мне кажется, что вы... — Преувеличиваю? Вряд ли... Я нё знал ни одного первоклашки, который, собираясь в первый раз в школу, не хотел бы хорошо учиться. Таких, по-моему, просто нет. Это уж мы, учителя, их сортируем. Этот — способный, тот — неспособный. И плохо делаем! Плохо! Ребятишки все способные. Хотя характеры, усидчивость, прилежание, внимание и про­ чее, конечно, разные. Мы преувеличиваем роль оценки. И ребятишкам внушаем, что оценка — главное для них, главный показатель. Они нам верят. Да и дома что с них спрашивают: что сегодня получил? Вот и идем мы на них с оценками, как с ружьями наперевес, внушая никому не нужный страх. А внушать-то надо не страх, а радость, удовольствие, чтобы на каждом уроке главным было, не какую оценку ты получил, а какие знания, что нового узнал, о чем думал, чем взволновался. — Ну, в общем-то, э.то, наверное, правильно, Николай Михайлович... то, что вы говорите. И какой же выход? — Выход? Выходов много. Не все они, правда, реальны... Если учи­ тывать сложившиеся традиции и правила... А я вот, Алексей Федорович, на своих уроках истории не ставлю'двоек. — Как? Совсем? — Совершенно! Не выучил урок кто-то, я ему говорю: ты ведь и сам понимаешь, что положительной оценки не заслужил? Соглашается. Давай, мол, объясняю я дальше, ты к следующему уроку подготовишь­ ся и ответишь мне на пятерку или четверку, чтобы не стыдно было в жур­ нал поставить, Тоже все соглашаются. — И выполняют обещание? — Выполняют. Как правило. За редким исключением. Ну, тут уж приходится индивидуально поработать. — Удивительно как-то... Но мне это нравится! — Вот и отлично! Не все, знаете ли, со мной согласны. Далеко не все. Можно сказать, я это делаю на свой страх и риск... — Знаете, Николай Михайлович!.. Я, пожалуй, тоже попробую. Для начала я вот за это сочинение не буду «двойки» в журнал выставлять.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2