Сибирские огни, 1980, № 12

188 у книжной полки Наставник был истинным сибиряком. Не потребителем, а умным, рачительным хо­ зяином тайги. Ведь когда настоящий таеж­ ный охотник выходит на промысел, он бе­ режно относится к отстрелу зверья. Не погубит напрасно ни белки, ни лисы, ни зайца... Вот почем»у и веришь всему, что сказано в повести о Кеше. «Кеша помог мне выбрать в магазине охотсоюза «пехотинку» — снятую с воору­ жения армии однозарядную четырехлиней­ ную винтовку. «Разве можно с дробовиком на белку ходить? — волновался он.— Шкурку пор­ тить. А еще вдруг медведь на тебя на­ бредет». Это, конечно, охотничье кокетство, когда говорят, что белку бьют «в глаз». Не в глаз, а в голову. И плох тот «промышлен­ ный», который не умеет это делать с пер­ вого выстрела. Стрелять белку дробью — это все равно что парикмахеру работать садовыми ножницами». Те годы многому научили будущего писателя. Ведь таежное бытие не было легким и для зрелых мужчин. А что уж говорить о подростке. «Тот тяжелый труд наращивал мне главным образом муску­ лы,— рассказывает С. Сартаков,— а все духовное накапливалось где-то в. подсоз­ нании. Так набивает охотник в патроны по­ рох, невидимый снаружи, сквозь гильзу, и туго прижимает его свинцовой пулей, спо­ собной после — зримо — пробить толстую лиственничную доску. Таежная жизнь до конца дней моих оставила в кладовой па­ мяти запас неизгладимых впечатлений от тесной близости с природой. Таежная жизнь влюбила меня в физический труд и дала мне начатки владения многими повсе­ дневно полезными ремеслами. Она воспи­ тала во мне веру в товарища, ибо таежный закон прост: не оставляй друга в беде». Большой челвеческой верой в своих то­ варищей по перу — «флагманов нашей социалистической нравственности» — оп­ ределяется идейно-художественная на­ правленность всех материалов, собранных в книге «Над чистым листом». «Литература всегда должна,— подчеркивает С. Сарта­ ков,— работать, воздействовать на созна­ ние Читателя. И надо ли добавлять, что это воздействие должно быть направлено на воспитание в нем высоких, благородных чувств». ' На глазах писателя происходили многие перемены в сибирском быту. Если еще в годы его юности Сибирь славилась мо­ розами, медведями да случайным счастьем старателей-золотодобытчиков, то сейчас вклад тружеников этого сурового края в экономику страны настолько весом, что невозможно представить без Сибири даль­ нейший подъем всего народного хозяйст­ ва страны. Отсюда и вывод, что на первое место ныне вышла красота «не примитив­ ной экзотики», а «осмысленного созида­ тельного труда». Поэтому и беспокоится писаГель, что еще мало создано книг о людях, занятых этим трудом, о переменах, происходящих в Си­ бири. «А время летит,— замечает писа­ тель.— И работает оно лишь на того, кто сам работает». Поэтому столь логичной и последова­ тельной является появление на страницах этой книги и публицистических статей о проблемах писательского труда (раздел «Движение и движение»). Многочисл'енные поездки по братским союзным советским республикам и за рубежом, разумеется, заложили прочную основу для развития личных дружеских контактов со многими писателями. Именно этим связям и посвя­ щены разделы книги «Слово к друзьям» и «Море. Матери. Острова». В галерее писательских портретов зна­ чительное место автор отводит своим зем­ лякам — сибирским литераторам. В их чис­ ле Всеволод Иванов, Савва Кожевников, Сергей Залыгин, Вадим Кожевников, Нико­ лай Устинович, Григорий Федосеев, Васи­ лий Пухначев, Илья Лавров. Недавно ли­ тературная общественность тепло поздра­ вила Афанасия Лазаревича Коптелова с высокой наградой — ему была вручена Государственная премия СССР за по­ следнюю книгу о В. И. Ленине «Точка опоры». Размышляя о его творчестве, С. В. Сар­ таков пишет: «Как говорится по-народному, Афанасия Коптелова в Сибири знают все. И он не может оставаться пассивным, чис­ литься только в списках да получать член­ ские книжки, тисненные золотом,— он не­ сет общественные свои обязанности об­ щественно и полно. Но не мешает ли все это его литера- .турной работе? На такой вопрос я тоже отвечу вопро­ сом: а не мешает ли сердце жить чело­ веку?» И если оценивать общественную и твор­ ческую деятельность С. В. Сартакова, то едва ли найдутся слова лучше тех, что ска­ заны им самим об А. Л. Коптелове. В этом еще раз убеждаешься, познакомившись с его новой книгой. Н. ЛУКИН — ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2