Сибирские огни, 1980, № 12
188 у книжной полки Наставник был истинным сибиряком. Не потребителем, а умным, рачительным хо зяином тайги. Ведь когда настоящий таеж ный охотник выходит на промысел, он бе режно относится к отстрелу зверья. Не погубит напрасно ни белки, ни лисы, ни зайца... Вот почем»у и веришь всему, что сказано в повести о Кеше. «Кеша помог мне выбрать в магазине охотсоюза «пехотинку» — снятую с воору жения армии однозарядную четырехлиней ную винтовку. «Разве можно с дробовиком на белку ходить? — волновался он.— Шкурку пор тить. А еще вдруг медведь на тебя на бредет». Это, конечно, охотничье кокетство, когда говорят, что белку бьют «в глаз». Не в глаз, а в голову. И плох тот «промышлен ный», который не умеет это делать с пер вого выстрела. Стрелять белку дробью — это все равно что парикмахеру работать садовыми ножницами». Те годы многому научили будущего писателя. Ведь таежное бытие не было легким и для зрелых мужчин. А что уж говорить о подростке. «Тот тяжелый труд наращивал мне главным образом муску лы,— рассказывает С. Сартаков,— а все духовное накапливалось где-то в. подсоз нании. Так набивает охотник в патроны по рох, невидимый снаружи, сквозь гильзу, и туго прижимает его свинцовой пулей, спо собной после — зримо — пробить толстую лиственничную доску. Таежная жизнь до конца дней моих оставила в кладовой па мяти запас неизгладимых впечатлений от тесной близости с природой. Таежная жизнь влюбила меня в физический труд и дала мне начатки владения многими повсе дневно полезными ремеслами. Она воспи тала во мне веру в товарища, ибо таежный закон прост: не оставляй друга в беде». Большой челвеческой верой в своих то варищей по перу — «флагманов нашей социалистической нравственности» — оп ределяется идейно-художественная на правленность всех материалов, собранных в книге «Над чистым листом». «Литература всегда должна,— подчеркивает С. Сарта ков,— работать, воздействовать на созна ние Читателя. И надо ли добавлять, что это воздействие должно быть направлено на воспитание в нем высоких, благородных чувств». ' На глазах писателя происходили многие перемены в сибирском быту. Если еще в годы его юности Сибирь славилась мо розами, медведями да случайным счастьем старателей-золотодобытчиков, то сейчас вклад тружеников этого сурового края в экономику страны настолько весом, что невозможно представить без Сибири даль нейший подъем всего народного хозяйст ва страны. Отсюда и вывод, что на первое место ныне вышла красота «не примитив ной экзотики», а «осмысленного созида тельного труда». Поэтому и беспокоится писаГель, что еще мало создано книг о людях, занятых этим трудом, о переменах, происходящих в Си бири. «А время летит,— замечает писа тель.— И работает оно лишь на того, кто сам работает». Поэтому столь логичной и последова тельной является появление на страницах этой книги и публицистических статей о проблемах писательского труда (раздел «Движение и движение»). Многочисл'енные поездки по братским союзным советским республикам и за рубежом, разумеется, заложили прочную основу для развития личных дружеских контактов со многими писателями. Именно этим связям и посвя щены разделы книги «Слово к друзьям» и «Море. Матери. Острова». В галерее писательских портретов зна чительное место автор отводит своим зем лякам — сибирским литераторам. В их чис ле Всеволод Иванов, Савва Кожевников, Сергей Залыгин, Вадим Кожевников, Нико лай Устинович, Григорий Федосеев, Васи лий Пухначев, Илья Лавров. Недавно ли тературная общественность тепло поздра вила Афанасия Лазаревича Коптелова с высокой наградой — ему была вручена Государственная премия СССР за по следнюю книгу о В. И. Ленине «Точка опоры». Размышляя о его творчестве, С. В. Сар таков пишет: «Как говорится по-народному, Афанасия Коптелова в Сибири знают все. И он не может оставаться пассивным, чис литься только в списках да получать член ские книжки, тисненные золотом,— он не сет общественные свои обязанности об щественно и полно. Но не мешает ли все это его литера- .турной работе? На такой вопрос я тоже отвечу вопро сом: а не мешает ли сердце жить чело веку?» И если оценивать общественную и твор ческую деятельность С. В. Сартакова, то едва ли найдутся слова лучше тех, что ска заны им самим об А. Л. Коптелове. В этом еще раз убеждаешься, познакомившись с его новой книгой. Н. ЛУКИН — ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2