Сибирские огни, 1980, № 12
У КНИЖНОЙ п о л к и 185 равданным показалось мне только вклю чение в книгу двух монографических глав о В. Астафьеве и В. Шукшине. Написанные сами по себе превосходно, с тонким про никновением в поэтику двух выдающихся мастеров слова современности, эти главы тем не менее кажутся искусственно при стегнутыми, притянутыми ради того, чтобы придать книге большую весомость. Ду маю, в таком «утяжении» книга А. Ланщи- кова не нуждалась. Е. Цейтлин, как уже было сказано, по ставил себе задачу мене^ масштабную, его книга — не что иное, как цикл литера турных портретов писателей, живущих на земле Кузнецкой. Однако эта кажущаяся узость или, как принято говорить, локаль ность темы не повлекла за собой узости взгляда в осмыслении литературных явле ний. ■ Критик сумел вставить каждый порт рет кузбасского писателя в рамки текуще го литературного процесса, убедительно доказать, что в йастоящее время нет какой- то периферийной, провинциальной литера туры. Не случайно в одной из глав Е. Цейтлин приводит интересное рассуж дение старейшего сибирского писателя Анатолия Ольхона по этому поводу: «...ес ли б про какого-нибудь рабочего сказать, что он не просто слесарь, а обязательно «местный слесарь», а настоящие слесари живут в столицах? Что б было! Да только это в Голову сказать никому не придет. А вот мы все «местные». Но раз мы не просто советские писатели, а «местные», то, выходит, и читатель у нас какой-то вто росортный, «местный». А разве это может быть?» „ Мне кажется, эти слова с полным правом можно было бы поставить в качестве эпи графа к книге Е. Цейтлина. Ибо весь ее па ф ос— в утверждении мысли, что подлин ная литература провинций не знает. При чем мысль эта утверждается отнюдь не декларативно, а путем тщательного анали за произведений писателей Кузбасса. Ра зумеется, писатели эти разные: и по мас штабам Дарования, и по творческим по черкам, и по своему литературному стажу. Но о ком бы критик ни писал — будь то маститые сибирские литераторы А. Волошин, А. Срывцев, В. Мазаев или сравнительно молодые, выпустившие по одной-две книжки Е. Дубро и В. Куропа- тов,— он всегда и везде стремится устано вить истоки их творчества, их связь со всем текущим литературным процессом, их нацеленность на те острые, горячие проблемы, которыми «болеет» современ ная наша проза. Вместе с тем Е. Цейтлин не забывает сказать и о том, что своего, норого, свеже го вносят его земляки в разрешение этих «злоб дня». Вот, пожалуй, самый нагляд ный пример. Всем известно, сколько спо ров и дискуссий вызвал в критике образ «делового человека» и тесно связанная с ним проблема нового стиля руководства в эпоху НТР. Однако споры эти велись в основном вокруг двух, от силы, трех геро ев (Чешков из пьесы И. Дворецкого «Чело век со стороны». Чинков из романа О. Ку ваева «Территория», Антонина Брагина из повести А. Каштанова «Заводской район»). Е. Цейтлин смело вводит в эту галерею Владимира Канонника, главного героя по вести В. Мазаева «Грозовая аномалия», и убедительно доказывает, что Канонник яв ляется подлинным открытием писателя, од ной из любопытнейших разновидностей «делового человека» наших дней. Столь же. доказательно, аргументированно пи- ' шет критик и об органической связи рас сказов В. Куропатова с лучшими произве дениями «деревенской прозы» 60— 70 го дов, и о вкладе А. Волошина в разработку военной темы, и о полемике рано ушед шего из жизни В. Чугунова с авторами многочисленных «исповедальных» по вестей. Кстати, о главе, посвященной Виктору Чугунову, стоит сказать особо. И не толь ко потому, что речь здесь идет об одном из самых талантливых сибирских прозаиков 60—70 годов. Эта глава — свидетельство неустанйых поисков Цейтлина-критика в области формы. Несколько отступая от традиционного жанра литературного порт рета, Е. Цейтлин рисует прежде всего порт рет Чугунова-человека, каким тот остался в памяти родных, близких, друзей. Пр крупицам собирал критик материал. Днев ники самого писателя, его письма к жене, воспоминания друзей по литинституту и по работе в шахте (В. Чугунов был горным инженером) — все это органично входит в очерк, создавая зримый, многогранный образ человека, которому так много было отпущено природой и который так мало успел сделать. Живым, искренним участием проникнут и очерк о Екатерине Дубро — молодой кемеровской писательнице, на чью долю выпало столько невзгод и чье творчество, несмотря ни на какие превратности судь бы, исполнено глубокой верой в неисчер паемость душевных и нравственных сил человека. Разумеется, не со всеми суждениями и оценками критика соглашаешься, особенно если эти суждения противоречат очевид ному. Так, 8 главе о В. Мазаеве Е. Цейтлин категорически утверждает, что этот писа тель «как бы «уклоняется» от всего того, чему... не мог быть свидетелем. Потому в этой прозе, как правило, нет фронтовых действий и боевых подвигов...» Утвержде ние по меньшей мере странное, поскольку в повести «Разомкнутая цепь», о которой, кстати, критик ведет подробный разговор, есть большая глава (притом отлично написанная), воспроизводящая один из эпизодов Великой Отечественной войны. Порой критик допускает упрощения и на тяжки. Вот, к примеру, как трактует он рас сказ Е. Дубро «Трефи — козыри», где за тронута, по словам критика, «тема преступ ного мира, психологии людей, которые — трагически для себя и общества — оказа лись «по ту сторону» закона». «Е. Дубро,— продолжает далее критик,— решает эту тему смело и неожиданно, если даже про сто говорить о сюжете: бывший вор, толь ко что вышедший из колонии, опять со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2