Сибирские огни, 1980, № 12
184 У КНИЖНОЙ п о л к и жизнь во всей ее сложности и противоре чиях и тем самым продемонстрировала не способность к верному самостоятельному отражению действительности». Глава «От литературных фикций к лите ратуре действительности», а точнее ска зать, первый ее раздел под названием «Мода и современность»,— своего рода необходимое предисловие в книге А. Лан- щикова. Критик не случайно начинает раз говор о послевоенной литературе, с «испо ведальней» прозы, ибо видит в этом по ветрии пример горький и поучительный, пример того, к чему приводит отступниче ство, пренебрежение традициями и опытом классиков русской и советской литературы. Литература наша во все времена и эпо хи одерживала победы постольку, посколь ку обращалась к жизни народа, служила насущным потребностям и интересам об щества. И совершенно прав А. Ланщиков, когда успехи советской литературы 50— 60-х годов он связывает с обращением многих писателей к тем проблемам и конфликтам, которые несли на себе отсвет истории, выражали самую глубинную суть того времени. Именно здесь, по мнению критика, и следует искать разгадку фено мена «деревенской» прозы, завоевавшей с той поры едва ли не самые прочные по зиции в нашей литературе. Этот успех, замечает А. Ланщиков, «объясняется преж де всего тем, что талантливые писатели, естественно, наиболее чуткие к важнейшим жизненным процессам современности, уви дели в настоящей деревне узел таких про тиворечий и конфликтов, которые нельзя не назвать историческими...» И далее, рас сматривая эти противоречия и конфликты именно в историческом плане, критик убеждает нас, что нет проблем сугубо «городских» и «деревенских», что совре менная литература о деревне сильна сво им глубоким проникновением в суть и смысл тех перемен, которые произошли в жизни всего нашего общества на рубеже 50—70-х годов. С этих же позиций осознанного исто ризма подходит А. Ланщиков и к военной прозе последних десятилетий, особо вы деляя здесь пройзведения, обращенные к теме — интеллигенция и народ (главы «Через правду характера...» и «Пора пред варительных итогов»). Критик связывает зарождение нового типа интеллигента с событиями Великой Отечественной войны. Произошло полное слияние интелли генции с народом, тот благотворней ший процесс взаимообогащения, когда раскрылись лучшие качества и тех и -дру гих; «именно усилиями таких людей, как богомоловский Аникушин или бондарев- ские Новиков, Кузнецов, Давлатян, в су ровые армейские будни внедрялись черты внутреннего благородства, черты воинско го рыцарства, поднималось достоинство человека-воина, стремящегося, несмотря ни на что, к красоте человеческих отно шений». «И все-таки,— продолжает далее критик,— хотя нравственный поиск героя- интеллигента носил во время войны само стоятельный характер, он по своей приро де не был автономным, изолированным от нравственных идеалов и исканий самого народа, напротив, своим происхождением он как раз был обязан этим идеалам и ис каниям, в силу чего только и мог обрести достаточную жизнестойкость и необходи мую универсальность». Наверное, можно внести в это обобщаю щее суждение какие-то поправки, можно что-то уточнить, с чем-то поспорить. Но не принять его, как говорится, за основу нельзя. Потому что вывод этот зиждется на добротном анализе многих произведе ний советской прозы последних лет, и, главное, обусловлен он, этот вывод, тече нием самой жизни, «подсказан» самой ис торией. В последующих разделах главы «Пора предварительных итогов» А. Ланщиков ставит вопрос об интеллигенции в иную плоскость. Прежде всего критик делает такое вот несколько неожиданное откры тие: далеко не все интеллигенты, прошед шие через ад войны, через самые ее тя желые испытания, выдержали испытание бытом. Иные измельчали, опошлились, опу стились. Самый наглядный пример тому — герой повести Ю. Трифонова «Долгое про щание» Григорий Ребров. Ребров прошел всю войну, ^ воевал он, надо полагать, не менее доблестно, чем герои Ю. Бондаре ва и В. Богомолова. Но вот в мирное вре мя, когда появилась возможность сделать передышку, расслабиться, это «расслабле ние» стало для него нормой, привычной формой существования. Перестав быть солдатом, Ребров демобилизовал себя и духовно, и это обернулось последствиями более чем печальными: из многообещаю щего киносценариста он превратился в за урядного литературного поденщика. И сно ва от конкретного разговора об отдельных произведениях и их героях критик перехо дит к смелым обобщениям: «Разумеется, наш современный интелли гент во многом отличен от героев Ю. Три фонова, но вряд ли писатель и претендо вал создать образ героя нашего времени — человека, богатого духовным содержани ем, однако черты трифоновских героев могут присутствовать в определенной сте пени в каждом, и тут важно иметь перед собой четкие нравственные ориентиры, те самые, по которым писатель сверял нрав ственную сущность своих героев... И как са мый главный вывод: в наше время человек творческой профессии (то есть сугубо ин теллигентской профессии) терпит жизнен ный крах, если он смотрит на свою про фессию только как на источник матери альных благ, источник удовлетворения своих сомнительных честолюбивых пре тензий». Книга Анатолия Ланщикова четко вы строена композиционно: в ней есть свой сюжет, «движущей силой» которого явля ется сама авторская мысль, живая беспо койная мысль человека, пристально и при страстно следящего за развитием совре менной прозы, пытающегося осмыслить ее глубинные процессы, объяснить все ее за кономерности и парадоксы. Не совсем оп-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2