Сибирские огни, 1980, № 12
У к н и ж н о й п о л к и 183 Звезды со страхом думают, Что погаснут через миллион лет * А каково людям Сих краткой жизнью, похожей на вспышку? Мы взрослеем, а он остается молодым навсегда, его судьбу уже не повторить. Для нас он остается человеком нашего поколения, нашим современником. Нам- жил приучает Нас ценить и уважать жизнь со всем, что в ней существует, приучает ценить дни и минуты, которыми мы иной раз безмятежно разбрасываемся попусту, которые неумолимо складываются в нашу судьбу. % Э. УЛАНОВ Анатолий Ланщиков. Вопросы и время. М., «Современник», 1978. Е. Цейтлин. Всегда и сегодня. Кемеровское кн. изд -во, 1980. В свое время В. Г. Белинский в двух статьях под общим названием «Взгляд на русскую литературу 1847 года» «учел» по сути все более-менее значительное, что вышло в свет за тот год. Сейчас такое да же трудно вообразить. Тот же Белинский, живи он в наши дни, не смог бы не то что разобрать и проанализировать — даже прочесть всех книг, вышедших за один год, не смог бы. Сама жизнь, увы, заставляет нынешних критиков рассматривать совре менный литературный процесс по частям: либо останавливаться на каких-то конкрет ных проблемах, нашедших отражение в ря де произведений текущей литературы, ли бо «осваивать» какой-то литературный ре гион. Рецензируемые книги, одна из которых принадлежит перу маститого московского критика Анатолия Ланщикова, другая — перу его молодого коллеги кемеровчанина Евсея Цейтлина, есть наглядное тому под тверждение. Оба автора избрали предме том своего исследования современную прозу, но подошли к ней с разных пози ций. Один попытался сквозь призму самых актуальных проблем современности бро сить взгляд на весь литературный процесс последних десятилетий; другой поставил себе на первый взгляд задачу более скром ную,' а по сути не менее значительную — на примере творчества писателей, живущих в пределах одной области, показать, как складывается этот процесс на местах, про следить за одним из «родничков», питаю щих полноводную реку нашей современ ной прозы. Название книги А. Ланщикова расшиф ровывается как будто бы очень просто. Время, сама жизнь ставит перед литера турой все новые и новые вопросы, а лите ратура соответственно эти вопросы воплощает в конфликты, картины и обра зы, делает их предметом художественного исследования. Такое толкование было бы достаточно убедительным и близким к ис тине, если бы не одно «но». А. Ланщиков, надо полагать, не без умысла поставил на первое место слово «вопросы», а уже по том — «время». И когда углубляешься в его книгу, следишь за ходом рассуждений и раздумий критика, то начинаешь пони мать, что в названии есть свой сокрытый смысл, Ведь как перед литературой в це лом, так и перед каждым писателем в от дельности всегда стояли и стоят очень важные, общечеловеческие вопросы; толь ко формулировались и разрешались эти вопросы в разные периоды истории, в раз ные -эпохи по-своему, в зависимости от потребностей самой жизни, с существен ной поправкой на время. Ведь, в самом деле, такие проблемы, как поиски счастья и смысла жизни, добро и зло, обыватель щина и гражданственность,— всегда при влекали внимание, тревожили умы и серд ца художников слова. Однако уже здесь писателя подстерегают немалые трудно сти и опасности. Ибо поставить важную общечеловеческую проблему в «контекст» своей эпохи, придать ей по-настоящему актуальное звучание — задача не из про стых. И худо, когда писатель пытается ре шить эту задачу в одно-два действия, ищет легкие, кратчайшие пути к ней. Именно таким путем и пошли в свое время авторы многочисленных «испове дальных» повестей и романов, попытав шиеся «сшить» из серьезнейших проблем модные костюмы. Об этом поветрии, об этой «новой волне», некогда захлестнув шей нашу литературу, в критике написано предостаточно. «Исповедальную» прозу толковали на все лады: и похваливали, и мягко, по-отечески журили, и беспощадно ругали, видя в ней чуть ли не идеологи чески вредное, чуждое нам явление. Но, пожалуй, именно А. Ланщикову удалось поставить окончательный диагноз этой дет ской болезни, которой некогда переболела наша литература. В первой главе— «От литературных фикций к литературе дейст вительности» — критик убедительнейшим образом доказывает, что, родившись из определенных потребностей времени, в частности, из стремления выразить мысли и чаяния молодого поколения 50—60-х го дов, «исповедальная» проза оказалась тем не менее мертворожденным дитем. Поста вив в центре своих произведений пробле мы по сути вечные, нетленные (например, проблему поиска счастья и смысла жизни, волнующую, безусловно, каждого «юно шу, обдумывающего житье»), многие авто ры придали этим проблемам не ¿только современное, сколько модное толкование. Вместо того, чтобы глубоко проникнуть в души и сердца молодых людей, попы таться понять истоки тех сомнений и смя тений, которые охватили тогда некоторую часть . молодежи,— вместо этого авторы «исповедальной» прозы начали создавать тип этакого Печорина XX века, скептика и циника, не верящего ни в себя, ни в окру жающих его людей. «В конце концов,— пишет критик,— беда даже не в том, что этот общественный тип стал героем «испо ведальной» литературы, беда ' в том, что эстетика этой литературы не способна бы ла «осмыслить» этот тип, «понять» истин ные его намерения, достоверно отразить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2