Сибирские огни, 1980, № 12
182 у к н и ж н о й п о л к и Давно их всех перестреляли. Тишина. Только с последней строкой-словом все пятистишье приобретает окончательный смысл. Этот же принцип завершающей ударности заложен и в другом пятистишье: Приснилось мне синее детство: Коняга под хохот ребячий, Босого,, в траву меня сбросил. ...И тут на полу я проснулся, Вздохнул в темноте, бородатый. В его поэзии удивительно органично уживались и традиции Востока, и активная позиция поэта-гражданина. К нему рано пришла гражданская зре лость, о чем говорят такие стихотворения, как «Простодушное сердце мое», «Живые факелы», «Фрагмент панорамы «Француз ское сопротивление». Наливаются силой его строки.. Молодой человек отчетливо осознает свои возможности, свой талант, знает, на что обрекает себя. Поэт умрет. Анатом вскроет тело — поэзии земную оболочку — и вынет коченеющее сердце. И взору изумленному предстанут вонзившиеся в сердце глубоко индейских стрел кремневые концы, гарпуны костяные папуа, обломки скифских смертоносных копий, кусочек пули дьявольской «дум-дум», осколок разорвавшейся гранаты... И миру станет ясно, почему так мало прожил он и почему прожгла насквозь стихи его простые незримая пронзительная боль. Он восхищается чудаками («Рождение звезды») и первопроходцами («12 апреля 1961 года»), где Гагарин естественно и ор ганично вписан в неразрывную цепь ис тории: Икар, звездочеты, Бруно, Галилео, Коперник, мечтавший взлететь с колокольни, как сокол, мужик, создатели грубых фанерных орлиных, подобий — все те, кто так страстно и храбро завидовал птице, шепнули из праха, как лучшую в мире молитву: «Поехали — и!...> И выдохом легким из любящих трепетных уст, в рассветном тумане на очи Земли навернувшихся слез, в безмолвии облачном взмыл и растаял Гагарин. Но созданное Н. Нимбуевым неоднород но. И в «Стреноженных молниях» встреча ются разные по силе звучания строки, хо тя в сборник вошли лучшие стихотворения и сняты отдельные неудачные, страдающие незавершенностью, эскизностью. Но, к со жалению, сюда не вошли такие великолеп ные стихи, как «Ручьи моей родины», «Фрагмент панорамы «Французское со противление», «Живые факелы», а также некоторые пятистишья. Не могу удержать ся, чтобы не привести два из них. /■ О солнечный двор Безмятежного детства! Ты крохотен, Словно штанишки с подтяжкой *- Из них безнадежно я вырос! Пьянчуга бил жену. Она лежала, Вспоминая Тот соловьиный майский вечер И первый поцелуй. В стихотворении «Простодушное сердце мое...» опущен заголовок «Я понял, о серд. це», в финале со вставленным восклица тельным знаком появляется несвойствен ная автору декларативная интонация. Встречаются и опечатки — «запала» вместо «запахла» (стр, 70), «проходит» — вместо «приходит» (стр. 84), меняющие весь смысл строк. Книга оформлена красочно, но в ней не видно национального колорита, лишь стандартно-всеобщие мотивы, чего так боялся поэт. Нимбуевым написаны также повесть в соавторстве с калмыком Олегом Манджие- вым, пьеса на бурятском языке, несколько популярных песен, эссе-размышление о верлибре и еще много неопубликованных стихов. Углубленность в себя делала Намжила внешне несколько чудаковатым. Неудер жимая фантазия сочеталась в нем с угло ватостью, застенчивостью. Но этот худо щавый молодой человек вызывал всеоб щее восхищение своей работоспособ ностью. Любил спорить, доказывать свое иногда в запальчивости, увлркаяСь, пере бивал, забрасывал собеседника горячими словами и пытливо, внимательно всматри вался в глаза. И мог вдруг остановиться, уйти в себя, замолчать. Собеседники до пытывались, в чем дело, приставали, дер гая за рукав, а он отшучивался или жало вался, что заболела голова, но делал это машинально, думая о чем-то скрытом вну три себя, которое в этот миг рождалось. Он работал всегда: в трамвае, в гостях, на дружеской вечеринке. Вот откуда его выстраданные, самобытные строки, пер вичность чувствований и ощущений, при тягательная сила его стихов и песен. Он йо-мальчишески стеснялся показывать свою творческую «кухню» — рождение стиха. Ему нужен был покой, уединение. А мы этого не понимали—,относились к нему как к обычному человеку, нашему сверстнику, и раздражались, не слыша от ветов, реакции на наши сиюминутные су етные вопросы. Мы ведь тоже были увле чены самими собою, погружены в собст венные думы и переживания. Однажды он признался, что Ночь напролет до самого рассвета Бродил я по аллеям, размышляя О глубочайших тайнах бытия. — Что потерял? — Спросила дворничиха. (Из не вошедшего в последнее издание) Время движется у него, как отмечают критики, в слове, звуке, шорохе ночных мотыльков. Мы ощущаем, как уходит и из нас Время:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2