Сибирские огни, 1980, № 12

!80 У к н и ж н о й п о л к и И правильно В. Сапожников (эту книгу, как и предыдущую, также представляет читателям писатель старшего поколения) выразил признательность издательству за то, что оно не «зарезало» живую эту по­ весть, недостатки которой есть продолже­ ние ее достоинств. Герои вместе с автором слишком верят в бумажки? Но ведь бу­ мажки эти, акты о порубках, единственное оружие лесников против технически воо­ руженных до зубов потребителей леса. Мысли Яхонтова не по возрасту наивны? Но это же известный стиль призывов и плакатов: «Из одного дерева можно сде­ лать 1000 спичек, одной спичкой можно сжечь 1000 деревьев» и т. п. Этот стиль выработан профессией- И совсем неуди­ вительно слышать от лесника уменьши­ тельное «ёлочки», «осинки» по отноше­ нию к собственным посадкам. И что еще остается огорченйому очередным пират­ ством Яхонтову, как не молиться «молит­ вой язычника»: «Лес могучий, ты добр и доверчив, защити себя!..» Я не хочу сказать, что В. Степанов сов­ сем не нуждается в литературной учебе. Нет, очень даже нуждается. От таких про­ махов, как несовместимость отдельных фраз и даже целых кусков текста, от зло­ употребления одним и тем же образом, он должен избавиться. Зачем, например, од­ нажды прекрасно описав, как Яхонтов шел по первому снегу («Снега хватило только на то, чтобы прилипнуть к подошвам. Ког­ да он шел, черными кошками прыгали за ним его собственные следы»...), повторить этот образ почти пародийно в сцене (страшно сказать!) смерти героя: «желты­ ми зайцами продолжали прыгать... языки пламени»? Тут уже не продолжение до­ стоинств, а простая безвкусица, которую молодой автор в состоянии выполоть у себя безжалостно. Мне думается, В. Степанов напишет еще много и, скорей всего, разовьется в пре­ восходного писателя одной «лесной» те­ мы, которая уже в первой книге • делает его сильным, несмотря ни на что. Конечно, он может избрать и другой путь, но на этом пути он, по-моему, способен сделать многое. Н. БЕЙЛИНА Н. Нимбуев. Стреноженные молнии. М., «Современник», 1979. Порою вдруг среди летних ярких кра­ сок, буйства разнотравья вспоминается за­ вораживающее полноснежье января,, а зи­ мой, наоборот,— ароматные образы ав­ густа... И все-таки есть утешение, ведь знаешь, что времена года >посещают нас с завидным постоянством. Плач тайги обнаженной „ По утерянным листьям Ежегоден и прост. Этой светлой печалью проникнуто сти­ хотворение «Осень в еравнинских лесах» молодого бурятского поэта Намжила Ним­ буева, который, к величайшему , сожале­ нию, умер, едва переступив порог двад­ цатилетия. Смерт^ молодого человека всегда застает врасплох и в привычном нашем мире пробивает зияющую брешь. «Каждый человек — это целый мир, кото­ рый с ним рождается и с ним умирает»,— говорил Гете. С течением времени память услужливо заполняет воспоминаниями, как травянистым покровом, эту пугающую, непривычную пустоту. Вспоминаешь своего сверстника, который не пожмет от души руку, не встрянет весело в спор и не напи­ шет изящную оду в честь какого-либо не­ умолимо надвигающегося юбилея. Полно­ звучная словесная изобразительность, уме­ ние находить живые детали, раскованное ассоциативное мышление с разнообразны­ ми оттенками переживаний и вместе с тем простота и теплота строк — вот что всегда определяло стиль Н. Нимбуева. Лучшие его стихи проникнуты национальным колори­ том, чисто нимбуевскими интонациями, которые не спутаешь ни с чьими. В его стихах находишь и созвучное твоим ду­ мам, и открываешь новое, непривычное. Они обогащают, заставляют сопереживать, заставляют перечитывать понравившиеся строки и смотреть на мир глазами поэта. Стираются случайные черты, и обнажается главная суть его характера и мирочувство- вания — мир Намжила Нимбуева. Уже по небольшим газетным и журналь­ ным публикациям чувствовалось, как на наших глазах рождался поэт, набирающий стремительно высоту. Мы не представляем и сейчас зримых очертаний, границ его творчества. Нам остается лишь гадать, какими бы путями развивалось его твор­ чество дальше. Осталось лишь маленькое поэтическое наследство — книга стихов «Стреноженные молнии». Завидная судьба у этой книжки, пере­ издающейся уже в чтретий раз, притом дважды в издательстве «Современник». Как молнию летучую стреножить? Как удержать внезапное прозренье. Залившее сияньем душу? Как записать, нарисовать, озвучить Поэзии туманное лицо? Занятие поэзией похоже На юного зоолога старанья: Подкараулит ящерицу. Хлоп! — Скользнет зеленой искоркой под камень, А в руке Трепещет только хвост... Душа живет предчувствием грозы... Как молнию небесную стреножить? Это предчувствие грозы — чуда, запе­ чатленное в стихотворении «Стреножен­ ные молнии», которое с полным основани­ ем можно назвать программным, пронизы­ вает все творчество Намжила Нимбуева. Стремление познать самого себя, осоз­ нать свое место в жизни, раскрыть духов­ ную биографию своего поколения и ска­ зать что-то свое от имени сверстников — во всем этом видна самостоятельность его поисков, раздумий, которые отнюдь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2