Сибирские огни, 1980, № 12
у к н и ж н о й п о л к и 17Э свете»; и безалаберный Павел по кличке Порхай, которому, в сущности, нргде при ткнуться, никто не дает себе труда вник нуть в его интересы; и редкостно цельный Леха, умеющий отстаивать свою правду, за что почитается упрямцем и своевольни ком. Или вот еще одна^ колоритная фигу ра; Ваньша, демагог, выучившийся орать про чужие огрехи, чтобы скрыть свои. И нигде автор не нажимает на педаль, не обнаруживает явно своего сочувствия ге роям или досады своей на них, но умеет вызвать всякий раз нужную реакцию со стороны читателя. Даже называет он эти рассказы подчеркнуто просто, по именам; «Афоня», «Порхай», «Леха», «Ваньша». Главная боль рассказов М. Щукина — людское взаимопонимание. Мы уже назы вали рассказ «Нетранспортабельный пас сажир», где герой полон радости и от предстоящей встречи с родными, и оттого, что впервые видит сверху землю, которую «тридцать лет плугом резал», а окружаю щие принимают этот его восторг за пья ное возбуждение, чуть ли не за хулиганст во. А вот другой рассказ. «По телеграмме»; попутные машины не остановились, чтобы взять человека, который спешит к больной тетке, вырастившей его. Еще очень харак терные для М. Щукина ситуации: человек хочет, чтобы с ним поговорили по-люд ски, просто извинились за несправедли вость— его же ославили кляузником («Твердолобый»), Бабке Пелагее от детей нужно обыкновенное участие, они же от купаются деньгами и считают себя пол ностью выполняющими свой долг («Утром ранешенько»), Кирюха Шархин из расска за «В душу плюнули», на первый взгляд, просто один из «начальников телеграфно го столба», какие пользуются своей кро шечной властью, чтобы возвыситься над другими. Но и его нам жаль: ведь сам-то он думал таким путем внушить к себе ува жение, он других путей не знал и потря сен, обнаружив, как относятся к нему на самом деле. В лучшем, на мой взгляд, рассказе сбор ника «На яру» — на трех с половиной стра ницах М. Щукину удалось рассказать не только о судьбе непутевого парня, погиб шего геройски, но еще об одной судьбе — матери, которая с детства защищала сына перед всеми, всегда в него верила, чему удивлялись учителя и соседи, и оказа лось— только она одна по-настоящему его знала. Хочется сказать, что М. Щукин относит- • ся к своим героям так же, как эта немно гословная женщина к своему сыну: он в них верит, потому что знает их. М. Щукину предстоит еще много ис кать — и в ширину, и в глубь, но этого ка чества он потерять не должен. Тогда вторая его книжка будет лучше первой, а третьй — лучше второй. Есть у М. Щукина рассказ, сближающий ся по мысли с повестью Виктора Степано ва,— «Приём по личным вопросам». Обоих авторов волнует ситуация, когда человек, впряженный в служебную лямку — чаще 12 * всего коренником,— засушивает душу, те ряет цель за частоколом больших и ма лых компромиссов, поступается совестью. Причем даже, не ради материальных благ и карьеры, а из душевной лени и ради со хранения «хороших отношений» с людьми, особенно с вышестоящими. У М. Щукина этот рассказ не из лучших. На своего ге роя — завбазой Петра Козырина — он смотрит со стороны, пробуя реконструи ровать его психологию по немногим из вестным ему фрагментам. . Не то у В. Степанова. В историю психо логического двойника Петра Козырина — директора лесхоза Алексея Михайловича Томилова— автор (сам директор лесхоза!) вкладывает максимум своих знаний и при страстий. Обстоятельства, формирующие этот характер, известны ему досконально, как внешние (неопределенное правовое положение директора лесхоза, который отвечает за все перед всеми, и в то же время ему не от кого потребовать помо щи; безоружнбсть лесоустроителей перед лесопользователями, бедность лесхозов техникой и людьми), так и внутренние — неустойчивость характера, уступчивость, излишнее преклонение перед старшими по чину, шаткость души. В. Степанов рису ет своего героя не просто пристрастно — гневно. Он каждой фразой как бы призы вает всех работников леса искоренить этого самого Томилова в себе и брать пример с другого человека, лесника Яхон това. Композиция повести хороша своей бесхитростностью: Томилов и Яхонтов жи вут в книге как бы каждый сам по себе. И думают каждый о своем, и делают каж дый свое. Яхонтов болеет за лес, воюет с порубщиками, невзирая на их ранги; ор ганизует посадки, сбор шишек, взывая® к добрым чувствам людей. Томилов же пытается обосноваться на новом месте и во что бы то ни стало удержаться, выпол нить то, что от него хотят «наверху». Они почти не встречаются, хотя и хорошо зна ют друг друга. Яхонтов Томилову скорее симпатичен, но уступки Томилова выше стоящим приводят к увольнению лесника и— опосредованно — к его смерти. У Виктора Степанова хорошая черта: он умеет смотреть на то, что перед глазами, не через призму чужих представлений, оттого в книге все так убедительно. Вот увидел автор таких, например, как братья Маценовы: энергичных и жадных, работя щих и вороватых, веселых и страшных. С одной стороны — тюрьма по ним пла чет, с другой — колхоз плачет без таких сильных, деловитых людей. Закроешь книжку, видишь их перед собой, ничуть не сомневаешься в их существовании, дол го думаешь — откуда они явились, как эту силу обратить на пользу людям и осущест вимо ли это... А думаешь, конечно, оттого, что автор все это пропустил сквозь свою душу да и изложил прямо по горячему следу, не пользуясь ретушью, ни розовой, ни черной. При этом 3. Степанов и много словен, и зачастую сентиментален, и кри чит, и пальцем указывает, но все это иску пается огромным зарядом искренности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2