Сибирские огни, 1980, № 12
я книжной полни Виктор Степанов. На твоих глазах. Повесть. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1930. Михаил Щукин. Посидели, поговорили. Рассказы. М., «Молодая гвардия», 1980. Что такое первая книга для автора, зна ет хорошо всякий пишущий и догадывает ся читающий. Это прежде всего удивление: впервые твои мысли отделились от тебя, ты раздвоился, живешь здесь — и не здесь. И страх — нужно ли кому-нибудь то, что ты написал. Такие ощущения испытывает каждый, будь он даже защи щен броней выдержки, иронии, мудрости. Один из самых скептических писателей, какие только были на свете, Стерн, призна вался, что готов к читателю ползти на ко ленках сотни миль!.. Что такое первые книги для литературы? Дебюты — пульс литературной жизни, именно по ним можно судить, что в дан ный период и в данном месте питает ли тературу. Так вот, первая радость от чтения этих книжек: авторы — разные. Они нисколько не похожи друг на друга. Более того, они предс*двляют два разных типа писателя: один, М. Щукин, стремится рассказать то, что видел; другого, В. Степанова, писать побудило желание вмешаться в близкие ему сферы жизни, в данном случае — ле соустройство. Один ставит перед жизнью зеркало, другой — идет к ней с горячей проповедью. И нельзя ни противопостав лять такие позиции, ни высказывать поже лание приставить нос одного к глазам дру гого, чтобы получить образ идеального дебютанта восьмидесятых годов. Глав ное — обе книги жи вые . Они стоят чи тателя, стоят того, чтобы пристальней в них всмотреться. Попробуем сделать это. В самых коротких своих рассказах, «От цова наука» и «Песню спеть»,— рассказах о своих родителях, которых он так рано лишился, М. Щукин изложил и свою лите ратурную науку, и свои писательские прин. ципы. Они просты и серьезны. В детстве, когда он косил вместе с отцом и досадо вал, что отцовские валки прямые, а у него выходят кривые, отец сказал: «А ты не злись, огрехи-то твои...» Когда, уже взрос лого, его упрекают, что он не умеет петь, как умели отец с матерью, он думает: «...промолчу. Спеть нетрудно, куда труд нее спеть да не сфальшивить». Хороша наука. Конечно, по текстам М. Щукина видно, что учился он у мастеров слова — Астафь ева, Распутина, Шукшина (у Шукшина в пер вую очередь, что заметил и В. Потанин — автор предисловия). Это — хорошая нау ка. С надежной стартовой площадки и взлететь легче. У Шукшина М. Щукин научился много му: и тому, как писать характеры, не втис кивая их 8 искусственный сюжет, не сты дясь «нелитературного» живого языка, и тому, как, не впадая в фальшь и сентимен тальность, высказать свою любовь к лю дям, живущим рядом. Шукшин близок мо лодому автору по жизненному опыту и по материалу. Есть в сборнике рассказы, очень похожие на шукшинские, в том чис ле и рассказ, давший сборнику название. И все же сборник М. Щукина нельзя на звать подражательным. Бросается в глаза, прежде всего, другая «длина дыхания»: как правило, рассказы М. Щукина много кброче, чем у Шукшина, тем более— у Астафьева и Распутина. Краток он необык новенно, и это емкая краткость. Он может в нескольких строках рассказать то, для чего другому автору потребовалось бы несколько страниц. Из такого умения рож дается и своеобычная интонация, а инто нация — это ведь и есть тот самый «свой голос», о котором мы так часто говорим всуе, приписывая его всем авторам напра во и налево. ,М. Щукин может нарисовать человека одной фразой, особенно дурно го человека. Отношение его к отрицатель ным персонажам тоже оригинально. Пси хология совершенно плохих людей ему не интересна. Но, увы, обойти существование их нельзя, и М. Щукин выводит их в ряде рассказов. Вот, например, дежурная из аэропорта («Нетранспортабельный пасса жир»), которая вся «отлилась» в одной собственной фразе: «Вы нетранспорта белен!» Тут и равнодушие ее к взволно ванному человеку, которого она принима ет за пьяного, и псевдокультурность, и самолюбование, и прочие оттенки долж ностной тупости. И мы благодарны автору, что он не разъясняет нам этого «своими словами» и не выражает собственного воз мущения. Возмущаемся мы, читатели, сами. Удаются М. Щукину моментальные порт реты очень непростых людей, которых все еще по инерции принято называть «про стыми»: тут и наивный Афоня, который после смерти жены принялся искать дру гую, точно такую же, и лишь после ряда неудач понял, что потеря невозвратима, что его покойная Марья «одна такая на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2