Сибирские огни, 1980, № 12
НАВЕРНЯКА — НА ВЕКА 163 затраты на переработку и экономику пере работки газа в целом. Так, при давлении переработки газа 40 атмосфер повышение давления газа, поступающего на компрес сорную станцию, с 2 до 4 атмосфер при водит к экономии 27 . процентов энергети ческих затрат, а при повышении до 9 атмо сфер— даже пятидесяти». Но повышение давления, сепарация неф ти, транспорт газа связаны с дополнитель ными расходами. Следовательно, и это наш первый вывод,— оптимальное решение может быть найдено при рассмотрении, анализе системы «промысел — ГПЗ» в целом. Подход «в целом» даст возможность транспортировать высоковязкие нефти со вместно «с широкой фракцией легких уг леводородов, получаемых на ГПЗ, умень шить затраты при сооружении трубопрово дов и т. д.». Но этот вывод, несмотря на его значи мость, все-таки частный. Более общий со стоит в том, что пришла пора увязывать, сплетать воедино темпы добычи нефти и газопереработки. Тем более, что иногда само понятие «попутный газ» теряет смысл. Есть месторождения, в которых теплотвор ная способность нефтяного газа составляет в нефти от пятнадцати до сорока процен тов. Весомый «попутчик» получается. На том же общем собрании Сибирского отделения с докладом о программе «Си бирь» выступал академик А. А. Трофимук. Он подробно останавливался на важнейших направлениях научно-исследовательских ра бот в нефтяной промышленности. Ученый говорил, в частности, о повышении нефте отдачи пластов с применением теплового воздействия, полимерного, щелочного и так называемого мицеллярного заводнения, о новых технологических схемах эксплуа тации скважин с использованием газлифта, пенных 'систем и т. д. — За счет новых методов,— уточнил ака демик А. А. Трофимук,— можно дополни тельно получить в стране, включая Запад ную Сибирь, в 1980 году — 6,2 миллиона тонн нефти, в 1985 году — 34,4 миллиона, а в 1990 году — 81,4 миллиона тонн. Согласитесь, есть за что бороться. Кроме того, но это я уже узнал в Нижне вартовске, применение, положим, газлиф та при добыче нефти улучшит исполь зование попутного газа, так как ведет к изменению объема и состава сырого га за, подаваемого на перерабатывающие за воды. Немало ожидается и других преиму ществ. Хотя бы такое: при газлифтной добыче нефти можно уменьшить общую мощность компрессорной системы. Северя не ставят вопрос о создании единого ком прессорного хозяйства нефтяного промыс ла. Но для этого надо выпускать целые серии центробежных компрессоров, позво ляющих на общей основе оснащать раз личные газовые процессы. В том числе такие, как транспорт и переработка нефтя ного газа, газлифт и т. д. Все эти проблемы неотделимы от... стро ительства. Впрочем, строительство в Ниж невартовске, на Самотлоре, на всем нефтя11* ном Севере определяет работу и жизнь. Здесь оно всегда — первый план, передо вая линия. К примеру, строительство объ ектов газопереработки, как показывает анализ, необходимо начинать года на три раньше до выхода нефтяников на место рождение. То же самое относится и ко многим другим объектам. А как строят на самом деле в Нижневар товске? Во всяком случае не раньше, а ско рее позднее. Конечно, сделанное здесь всего за полтора десятилетия вызывает восхищение. Строят с размахом, Интересно, в необыкновенно сжатые сроки прорубают 8 будущее не окна, не квартиры, а целые магистрали. Но время торопит, ему и этого уже мало. В горкоме партии Нижневартов ска заведующий отделом строительства и городского хозяйства Павел Евгеньевич Ка банов привел мне одну тревожную дина мику. Из нее, как ни печально, явствовало: чем выше потребности Нижневартовска, ■ тем в нем не лучше, а хуже строят, мед леннее, меньше. Последние два года под ряд строители не выполняют план. В 1978 году должны были сдать 225 тысяч квадратных метров жилья. Сдали чуть больше 158 тысяч. В 1979 году план по жилью был 267 тысяч. Сдали -г- 119,3. Зада ние на 1980 год — почти триста тысяч квад ратных метров/Но к тому времени, когда я уезжал из Нижневартовска, а заканчивал ся уже второй месяц года, не было сдано ни одного метра. Примерно такая же картина по другим объектам. Снижение на всех уровнях. В 1978 году было введено детских садов не на 1960 мест, как намечалось, а наполови ну меньше. Общежитий — не на 2340 мест, --а на 250, торговых предприятий — не на 3040 мест, а на 373, Причем, тенденция к снижению усиливается, что вызывает бес покойство местных руководителей. Они пе рестают верить в реорганизации, которые, как бодро заявляют строители, . должны дать эффект. Это неверие крепнет и из-за необоснованности планирования. Раньше в городе был один трест «Жилстрой». Сей час создали объединение «Нижневартовск- строй», и план сразу возрос почти в три раза. Но трудовые и материально-техниче ские ресурсы строителей остались, в сущ ности, на прежнем уровне. Первая очередь комбината крупнопанельного домострое ния, мучительно долго сооружавшаяся, еще только начинает работать на план. Теку честь кадров, в том числе и руководящих, среди строителей намного обгоняет теку честь среди нефтяников и газовиков. Есть управления, где за полтора последних года сменилось девять руководителей. — В нашем Нижневартовске,— прощаясь со мной, говорил заведующий отделом пропаганды горкома партии Игорь Свято славович Корсунский,— сейчас 126 тысяч жителей. К концу 11-й пятилетки будет около 250 тысяч. В более отдаленной пер спективе— тысяч четыреста-пятьсот. Стро им мы много — вы видели. Но надо боль ше. В городе 13 школ, и каждая перегру жена. Вообще, перегрузки пока для нас норма. Свыклись? Нет. От длительных пе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2