Сибирские огни, 1980, № 11
РАССКАЗЫ 5 черное, радостное и горькое, а находит в себе мужество говорить с чело веком и просить у него — не утешения, а чего-то более значимого,'чего- то более нужного ей. И я должен сказать ей это, это, единственное! Должен! И во имя ее уходящей жизни, и во имя своей'— дальнейшей. Иначе все в моей дальнейшей жизни будет пронизано этой убогой беспо мощностью, и сознание мое постепенно склонится к признанию моей ми молетности, и ни одно утро, ни один день, даже последний, не принесут мне ощущения Вечности, но еще раньше потушат во мне мой священ ный огонь, защищающий меня от вечного холода простертой надо мной Вселенной. В трубке была какая-то далекая, отчужденная тишина, и мне стало совсем не по себе от этой тишины. Там, в этой тишине, затаенно и вы мученно ожидал смерти человек. Что чувствовала она—там, в своей тишине, в своей отчужденности, дрогнувшей в самый последний момент —от страха ли, от горечи или от невыносимой избыточности видений, навалившихся_ на ее память калей доскопическим хаосом? Думала ли она о своей прожитой жизни, копа лась ли в ней, как копается скупец в накопленном богатстве, где рядом с дорогим всегда валяется отрепье и хлам? Не знаю —было ли с ней это? Но со мной —было. Меня повлекло вспять, и душу мою как будто вы вернуло наизнанку, чтоб я смог увидеть все, что накопил и затаил в ней за свои недолгие, а может, уже и долгие годы. И, о боже мой, чего только не накопилось в моей душе! Я не мог даже представить, как укромны ее тайники и как много хранится в них... И хорошего, и дурного, светлого и мрачного, радостного и горькЪго. А ведь мне всегда мнилось, что моя жизнь еще не начина лась, «что пережитое —какой-то смутный сон, что впереди еще все светлое осталось». Я жил с этим убеждением, и каждый прожитый день был для меня лишь данью времени, которым было отделено то главное, самое главное и самое светлое в моей жизни, что непременно должно было наступить, свершиться, статься и которое должно было затмить все прошлое, все былое, и не только затмить, но и оправдать —оправ дать безоговорочно все неправое, недоброе, не мое, нажитое, содеянное опрометчиво, бездарно, по воле инерции, вовлекающей нае в бездумное вращение, которому зачастую не могут противостоять ни наша воля, ни наш ум, ни наш талант... Только в мечтах, пожалуй, можно вырваться из этой суетной карусели,—в мечтах красивых, но наивных и несбы точных. Не потому ли в детстве я очень любил колдовские сказки и верил, что что-нибудь подобное произойдет и со мной?! И ждал! И тот, кто со чинял эти сказки, и тот, кто пересказывал их, тоже грезил, как и я,—о несбыточном. Однажды я видел раненого лося. Он стоял в реке, у самого берега. Рваная рана на его боку, вероятно, горела от воспаления, и прохладная речная вода успокаивала ему боль. Он стоял угрюмый, отяжелевший, стоял на виду у людей и, казалось, не замечал их. Но когда люди попро бовали приблизиться к нему, он не подпустил их к себе: переплыл реку и ушел в лес. Вероятно, он погиб. Я вспомнил сейчас об этом с какой-то особой осознанностью той ве ликой и страшной силы, которой природа правит миром. Раненый, поги бающий зверь уходит от человека, который мог бы ему помочь, а может быть, и спасти,—уходит инстинктивно, влекомый этой великой силой. Но кто знает, что лучше для живого существа, живущего на земле,— слепой инстинкт или холодный, всевидящий разум? Инстинкт отдергива ет нам руку от огня, а разум загоняет в петлю, инстинкт пробуждает в нас добро, а разум убивает его, инстинкт, нам дарит любовь, радость, восторг, а разум приносит горечь и разочарования. Но —разум дает нам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2