Сибирские огни, 1980, № 11
4 ВАЛЕРИЙ ПОЛУЙКО какой-то интуитивной пристойности, свойственной натурам чувственным и гордым, которые и в самые тяжелые минуты жизни сохраняют свое до стоинство/ — Я не задержу вас... Только минуту, одну минуту! Как хорошо, что вы не спали. Я радуюсь этому... Не объясню — почему... только... только... Вы слушаете меня? _ — Да, я слушаю вас. Говорите. — Я умру... Этой ночью. Я чувствую. Знаю. Утра уже не будет... У меня! Но у вас еще будет утро. Много раз будет... утро. Я прошу вас. Скажите мне что-нибудь... Что-нибудь! Скажите... Я совсем одна... Ря дом только стена... и напротив — стена. Я всегда стремилась к одиноче ству. Постоянно. Но умирать в одиночестве -— скверно. Только не уте шайте меня. «Нет!» — чуть не закричал я, пронзенный, как болью, мыслью, что я мог бы (боже мой, ведь мог бы!) начать ее утешать, говорить ей ба нальнейшие слова, которые сильней всего другого выдают в нас нашу бездумность и безучастность ■— и вовсе не из-за отсутствия в нас души й мысли... Мы как будто боимся осознать чужие страдания, чужую боль, чужое горе, боимся Проникнуться ими — потому и пользуемся расхожими словами, и, о боже, святая простота, не замечаем этого, по ка сами не сталкиваемся с бедой или несчастьем. «Нет, нет!» — билось во мне запоздалое раскаянье •— за все преж нее бездумье и равнодушие, но я не знал, что сказать этой женщине. А ведь я столько знал! Столько помнил! Разных фактов, событий, цифр... Разных терминов, разных названий... Я бы мог ей сказать, спро си она у меня, какой объем воды озера Байкал или каково отклонение от оси у Пизанской падающей башни... Я бы мог ей сказать, что такое грог или абсент, что такое кустоды или маньеризм, или даже экзистен циализм. Но она не спрашивала меня об этом. Ей это было не нужно. Ей нужно было другое — то, чего я не знал, чему меня не научили, чему я сам не научился, чего не прочитал в книгах и не увидел в кино, на сцене, чего не открыл для себя в своей жизни, проживя уже добрую ее половину. Ей нужно было то, о чем меня никогда никто не заставил задуматься, и я сам, поглощенный более значимыми и возвышенными идеями, тоже ни разу не задумался. Я не знал, что сказать этой женщине. Все мои знания, все усвоен ные мной истины и все мои представления о жизни и людях были бес полезны и беспомощны здесь. В голову лезли разные, удивительно умные, но совсем никчемные афоризмы, вспоминались прекрасные и тоже умные цитаты из книг, вспомнилось даже евангелие: «...ибо что такое жизнь ваша? Пар, явля ющийся на малое время, а потом исчезающий». «Неужто пар?» —- кольнуло. Конечно, пар!.. Как и все другое на этом свете, кроме самого света. Пар! Но, она права, у меня еще будет утро: и сегодня, и завтра, и пос лезавтра... Ведь для нас, людей, иногда одно-единственное утро может равняться Вечности. Вечности, которую мы способны ощутить и кото рая дается нам как награда за наше великое умение забывать о нашей мимолетности. У меня еще не было такого утра. Может быть, оно будет в моей жизни последним — как у этой женщины, если она дождется его. Но — дождется ли она?! И ощутит ли, в преддверии иной вечности, вечность, которая может родиться в ее душе — из ее чувств и мыслей, из ее верований и надежд, из всей ее сути, чтоб обесценить вечность мира и возвысить мимолетность ее собственной жизни? Будь судьба милостива к ней — хотя бы за то, что в этот ужасный миг она не льет слез отчаянья, не грызет в исступлении пальцы, не клянет все белое и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2