Сибирские огни, 1980, № 11
192 ВЛ. ШАПОШНИКОВ стоятельных описаний различных душев ных состояний героя, которыми заполнены многие страницы романов Толстого. Чехов вводит нас во внутренний мир своих геро ев иначе. Он умеет каждое движение че ловека, каждый «шорох» его сердца пере дать с помощью одной-двух выразитель ных деталей. Именно здесь и проявляется в полной мере знаменитый чеховский под текст. Вот маленькая, сценка из рассказа «Дама с собачкой». «...Анна Сергеевна, эта «дама с собач кой», к тому, что произошло, отнеслась как-то особенно, очень серьезно, точно к своему падению,— так казалось, и это бы ло странно и некстати. У нее опустились, завяли черты и по сторонам лица печаль но висели длинные волосы, она задумалась в унылой позе, точно грешница на старин ной картине. — Нехорошо,— сказала она.— Вы же первый меня не уважаете теперь. На столе в номере был арбуз. Гуров от резал себе ломоть и стал есть не спеша. Прошло по крайней мере полчаса в мол чании». Герои здесь оказались в двусмысленном положении, Люди семейные, они наруши ли супружеский долг, «согрешили»... Анна Сергеевна презирает себя за минутную слабость: она хоть и не любит своего му жа, хоть и называет его за глаза «лакеем», однако же случайная связь с незнакомым мужчиной, по сути с первым встречным, кажется ей чем-то унизительным, недо стойным порядочной женщины. Гуров же, напротив, не видит в этом мимолетном флирте ничего особенного: такое у него уже было не раз, будет, видимо, и впредь... Словом, герои перевивают свое «грехопа дение» совершенно по-разному. Но Чехов не воспроизводит, не «стенографирует» ход их мыслей. Он обходится в данном случае одним вскользь брошенным заме чанием: «Гуров отрезал себе ломоть и стал есть не спеша» — и все становится предельно ясным, ситуация оказывает ся исчерпанной, что называется, до до нышка. Это поразительное умение Чехова избе гать длиннот за счет точно найденных де талей, лаконизм, легкость и прозрачность его прозы были по достоинству оценены еще современниками писателя. Прочитав «Даму с собачкой», Горький тут же отпра вил Чехову восторженное письмо, в кото ром были такие слова: «Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм. И убьете Вы его скоро — насмерть, надолго... Дальше Вас — никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете. После самого незначительного Вашего рассказа — все кажется грубым, написанным не пе ром, а точно поленом». Разумеется, ¿лова Горького не следует понимать буквально. Чехов никогда не ставил себе такой це'ли — «убить реализм» и не пустить никого больше на эту стезю. Наоборот, своим творчеством он блестяще доказал, какие неисчерпаемые возможно сти таит в себе реалистический метод, на до только постоянно быть в поиске, отта чивать свое перо, открывать новые приемы художественного отображения жизни. Недаром научиться писать «по-чехов ски»— мечта едва ли не каждого про заика, недаром многие известные мастера слова как у нас, так и за рубежом назы вают Чехова своим учителем и наставни ком. » Рукописи меньше печатного листа не возвращаются. Журнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 11. Западно-Сибирское книжное издательство, 630099, Новосибирск, Красный проспект 32 Художественный редактор А. Н. ТОБУХ. Технический редактор Н. М. ПОТОЦКАЯ. А д р е с р е д а к ц и и . Новосибирск, 50, Красный проспект, 80. Телефоны: гл. ред.— 22-19-41, зам. гл. ред,— 21-54-28, отд. прозы —21-53-67 отд. очерков —21-56-09. отд. поэзии —21-56-29, отд. критики —21-56-23 отв секретарь —21-55-18, зав. редакцией —21-56-23. Сдано в набор 17.07.80 г. Подписано в печать 12.09.80 г. Формат 70х108'/]в. Бум. тип. № 2. Гарнитура литературная и журнальная. МН00272 Печать высокая. Уел. печ. л. 16,80. Уч.-изд. л. 19,3,- Тираж 107000. Заказ 11. Цена 50 коп. Типография изд-ва «Советская Сибирь». 630048, Новосибирск, ул. Немировича-Данченко. 104.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2