Сибирские огни, 1980, № 11

192 ВЛ. ШАПОШНИКОВ стоятельных описаний различных душев­ ных состояний героя, которыми заполнены многие страницы романов Толстого. Чехов вводит нас во внутренний мир своих геро­ ев иначе. Он умеет каждое движение че­ ловека, каждый «шорох» его сердца пере­ дать с помощью одной-двух выразитель­ ных деталей. Именно здесь и проявляется в полной мере знаменитый чеховский под­ текст. Вот маленькая, сценка из рассказа «Дама с собачкой». «...Анна Сергеевна, эта «дама с собач­ кой», к тому, что произошло, отнеслась как-то особенно, очень серьезно, точно к своему падению,— так казалось, и это бы­ ло странно и некстати. У нее опустились, завяли черты и по сторонам лица печаль­ но висели длинные волосы, она задумалась в унылой позе, точно грешница на старин­ ной картине. — Нехорошо,— сказала она.— Вы же первый меня не уважаете теперь. На столе в номере был арбуз. Гуров от­ резал себе ломоть и стал есть не спеша. Прошло по крайней мере полчаса в мол­ чании». Герои здесь оказались в двусмысленном положении, Люди семейные, они наруши­ ли супружеский долг, «согрешили»... Анна Сергеевна презирает себя за минутную слабость: она хоть и не любит своего му­ жа, хоть и называет его за глаза «лакеем», однако же случайная связь с незнакомым мужчиной, по сути с первым встречным, кажется ей чем-то унизительным, недо­ стойным порядочной женщины. Гуров же, напротив, не видит в этом мимолетном флирте ничего особенного: такое у него уже было не раз, будет, видимо, и впредь... Словом, герои перевивают свое «грехопа­ дение» совершенно по-разному. Но Чехов не воспроизводит, не «стенографирует» ход их мыслей. Он обходится в данном случае одним вскользь брошенным заме­ чанием: «Гуров отрезал себе ломоть и стал есть не спеша» — и все становится предельно ясным, ситуация оказывает­ ся исчерпанной, что называется, до до­ нышка. Это поразительное умение Чехова избе­ гать длиннот за счет точно найденных де­ талей, лаконизм, легкость и прозрачность его прозы были по достоинству оценены еще современниками писателя. Прочитав «Даму с собачкой», Горький тут же отпра­ вил Чехову восторженное письмо, в кото­ ром были такие слова: «Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм. И убьете Вы его скоро — насмерть, надолго... Дальше Вас — никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете. После самого незначительного Вашего рассказа — все кажется грубым, написанным не пе­ ром, а точно поленом». Разумеется, ¿лова Горького не следует понимать буквально. Чехов никогда не ставил себе такой це'ли — «убить реализм» и не пустить никого больше на эту стезю. Наоборот, своим творчеством он блестяще доказал, какие неисчерпаемые возможно­ сти таит в себе реалистический метод, на­ до только постоянно быть в поиске, отта­ чивать свое перо, открывать новые приемы художественного отображения жизни. Недаром научиться писать «по-чехов­ ски»— мечта едва ли не каждого про­ заика, недаром многие известные мастера слова как у нас, так и за рубежом назы­ вают Чехова своим учителем и наставни­ ком. » Рукописи меньше печатного листа не возвращаются. Журнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 11. Западно-Сибирское книжное издательство, 630099, Новосибирск, Красный проспект 32 Художественный редактор А. Н. ТОБУХ. Технический редактор Н. М. ПОТОЦКАЯ. А д р е с р е д а к ц и и . Новосибирск, 50, Красный проспект, 80. Телефоны: гл. ред.— 22-19-41, зам. гл. ред,— 21-54-28, отд. прозы —21-53-67 отд. очерков —21-56-09. отд. поэзии —21-56-29, отд. критики —21-56-23 отв секретарь —21-55-18, зав. редакцией —21-56-23. Сдано в набор 17.07.80 г. Подписано в печать 12.09.80 г. Формат 70х108'/]в. Бум. тип. № 2. Гарнитура литературная и журнальная. МН00272 Печать высокая. Уел. печ. л. 16,80. Уч.-изд. л. 19,3,- Тираж 107000. Заказ 11. Цена 50 коп. Типография изд-ва «Советская Сибирь». 630048, Новосибирск, ул. Немировича-Данченко. 104.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2