Сибирские огни, 1980, № 11
ВЕЛИКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОТКРЫТИЯ 191 отдано страниц в тех же «Мертвых душах» описаниям комнат, разве не перечисляет Гоголь самым тщательным образом, где что стоит, лежит, висит? Да что там ком наты — даже блюда, подаваемые за обе дом у того или иного героя,— и те удо- стоиваются чести быть дотошно перечис ленными и описанными. Все это так. И тем не менее между «колбасной витриной» Золя и гоголевски ми натюрмортами есть существенная раз ница. Гоголь живописует чревоугодные за нятия своих героев, равно как и интерьеры их жилищ, исключительно ради того, что бы раскрыть, обнажить их внутреннюю сущность. У него каждая деталь, каждая бытовая подробность кладет соответствую щий штрих на портрет героя, на его ха рактер, на весь его облик. Золя же, как правило, дает развернутое описание ради самого описания, безотно сительно. к герою; у него, по сути, нет никакого отбора деталей. Да он и не стре мится их отбирать, потому что считает: подробнейшее описание по принципу «что вижу, то и пишу» есть первейшее требо вание искусства. Это его принцип, его творческое кредо. Золя недаром считают одним из осново положников натурализма — метода, внеш не очень похожего на реалистический спо соб изображения, но, по существу, во многом от него отличного. Натуралисты, как известно, стремились к простому фо тографированию действительности, а не к исследованию жизни во всем ее многооб разии. Увлекаясь подробными описаниями, они зачастую забывали о самых главных задачах литературы — ставить важные со циальные проблемы, улавливать дух вре мени, изображать типические характеры в типических обстоятельствах. Недаром вели кие русские писатели так резко критико вали натуралистов, называя их способ изображения жизни «псевдореалистиче- ским». Сами же писатели-реалисты всегда очень бережно обращались с деталями, всегда стремились усилить изобразительную мощь своих произведений не за счет количества деталей, а за счет их качества. Пожалуй, самым неутомимым искателем в этом направлении был Антон Павловиы Чехов. Чехов считал первейшим требова нием искусства слова простоту и ясность, которые достигаются путем тщательного отбора деталей. «Искусство писать состоит, собственно, в искусстве вычеркивать пло хо написанное»,— любил повторять он. И, развивая эту мысль в письме к А. М. Горькому, говорил: «Еще совет: чи тая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения существительных и глаголов. У Вас так много определений, что внима нию читателя трудно разобраться, и он утомляется. Понятно, когда я пишу: «че ловек сел на траву», это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. На оборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогру дый, среднего роста человек с рыжей бо родкой сел на зеленую, уже измятую пе шеходами траву, сел бесшумно, робко ¿м пугливо оглядываясь». Это не сразу укла дывается в мозгу, а беолетристика должна укладываться сразу, в одну секунду». , Широко известно и другое высказыва ние Чехова, где великий писатель дает со вет, как именно следует производить от бор деталей, добиваться необходимого художественного эффекта малыми словес ными средствами: «Старайтесь избегать длинных описаний. Для создания картины, допустим, лунной ночи вполне достаточно написать: на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мель ничного колеса — вот и лунная ночь гото ва». Остается только добавить, что таких де талей, способных заменить собою целую картину, у Чехова масса. Порой это совер шенно неожиданные, ошеломляющие сво ей парадоксальностью сравнения. «Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная фосфорическая палоч ка и потухла». «В приемную входит Стуко- тей, тонкий и высокий, с большой головой, очень похожий издалека на палку с набал дашником». «Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, вырастет тарантас». Порой это не менее парадоксальные, но очень точные, емкие эпитеты. «У него боль шая угловатая голова, кислые глаза, нос шишкой и лиловатый подбородок». «В ка бинет доктора входит тусклая личность с матовым взглядом и катаральной физио номией». Порой это просто попутные замечания, сказанные вроде бы вскользь, между про чим, но бьющие прямо в цель, раскры вающие самую суть того или иного героя. Вот образчик такой чисто «чеховской» характеристики: «За столом в кабинете, низко нагнувшись над книгой или препаратом, сидит мой прозектор Петр Игнатьевич, трудолюби вый, скромный, но бесталанный человек лет тридцати пяти, уже плешивый и с боль шим животом. Работает он от утра до ночи, читает массу, отлично помнит все прочи танное— и в,эт.ом отношении он не чело век, а золото; в остальном же прочем — это ломовой конь, или, как иначе говорят, ученый тупица... Кажется, запой у него под самым ухом Патти, напади на Россию полчища китай цев, случись землетрясение, он не поше вельнется ни одним членом и преспокойно будет смотреть прищуренным глазом в свой микроскоп. Одним словом, до Геку бы ему нет никакого дела. Я бы дорого дал, чтобы посмотреть, как этот сухарь спит со своей женой». (сСкучная история»). Чехов был и великолепным психологом; ему, как и его старшим современникам Достоевскому и Толстому, также были до ступны самые потайные глубины человече ского сознания. Однако мы не найдем у него ни длинных монологов, крторые так любят произносить и вслух и про себя герои Достоевского; ни развернутых, об*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2