Сибирские огни, 1980, № 11
186 ВЛ. ШАПОШНИКОВ отечественной истории. Но впервые заро дилась эта мысль именно у Пьера, когда он лежал на диване, вспоминая подробности своей дуэли с Долоховым и предаваясь тя гостным раздумьям... Вот что такое всего одна психологическая подробность, подме ченная гением и сообщенная читателю в самый неожиданный момент. Однажды М. Зощенко обронил такую фразу: «...вместе с Пушкиным погибла та настоящая народная линия в русской лите ратуре, которая была начата с таким уди вительным блеском и которая (во второй половине прошлого столетия) была заме нена психологической прозой, чуждой, в сущности, духу нашего народа». Великолепное заблуждение — иначе и не скажешь! Потому что знаменитый сатирик, сам того не ведая, в одной фразе опреде лил главное достижение русского реализ ма. Потому что именно своим психологиз мом русская литература и потрясла евро пейского читателя, когда в 60—80 годы прошлого века он познакомился с произ ведениями Толстого и Достоевского. Не случайно эти два гения стали признанными учителями всех пишущих, оказали громад ное влияние на весь мировой литератур ный процесс. 2. «ПРАВДИВОСТЬ ДЕТАЛЕЙ» «Реализм предполагает, помимо правди вости деталей, изображение типических ха рактеров в типических обстоятельствах» (Ф . Энгельс). В этих словах одного из основоположни ков научного коммунизма точно подмече на и исключительно четко сформулирована самая главная, коренная особенность реа листического искусства. Но при этом Эн гельс не забывает упомянуть и о «правди вости деталей» — тоже как об одной из черт реализма. И действительно, реализм отличается от всех других методов прежде всего тем, что здесь правдивые детали (подробности в описании обстановки, одеж ды, внешности героя и проч.) не просто желательны, но обязательны. Потому что без э<гих подробностей автор не в состоя нии будет решить той главной задачи, ко торую ставит •перед ним реалистический метод— не сумеет создать яркие, много гранные типические характеры. В самом де ле, разве имели бы мы эту великолепную галерею помещиков-крепостников, если бы Гоголь пренебрег такими «мелочами», как описание их усадеб, жилищ, одежд, блюд, которые они едят? Разве Плюшкин пред стал бы во всей своей омерзительности, ес ли бы Гоголь не живописал с такой тща тельностью кучу хлама посреди его ком наты?.. Можно привести очень много примеров, когда писатель-реалист с помощью одной- двух деталей создает целую картину либо раскрывает самое существо характера того или иного героя. «Обломов всегда ходил дома без галсту ка и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкйе и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непре менно попадал в них сразу» (Гончаров). «Свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и при чесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка, вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта» (Л. Толстой). О том, как был найден «крупный план» Именно такие вот точные, емкие детали и делают реалистические произведения очень доступными, легко читаемыми. Ибо, читая их, мы не просто узнаем о каких-то людях, каких-то событиях, но как бы сами находимся рядом с героями, видим их с близкого расстояния. Эффект присутствия— вот что еще отличает реалистические про изведения от произведений всех иных ли тературных направлений. Но достигнут был этот эффект тоже да леко не сразу. И здесь тоже можно обо значить определенные вехи, проследить, как постепенно, шаг за шагом писатели ов ладевали искусством отбора деталей, учи лись находить такие подробности, с помо щью которых описание сразу становится зримым, объемным, красочным. Ю. Олеша в своей книге «Ни дня без строчки» делится одним очень интересным наблюдением: «У Пушкина есть строки, которые кажут ся нам непостижимыми для поэта той эпохи. Когда сюда, на этот гордый гроО Придете кудри наклонять и плакать... «Кудри наклонять» — это результат обо стренного приглядывания к вещи, не свой ственного поэтам тех времен. Это слишком «крупный план» для тогдашнего поэтиче ского мышления, умевшего создавать мощ ные образы, но все же не без оттенка ри торики — «и звезда с звездою говорит». Не есть ли это воспоминание о портретах Брюллова — «кудри наклонять»? Или пере дача того мгновенного впечатления, кото рое получил поэт, посмотрев на жену, ко торую знали мы в кудрях? Во всяком слу чае, это шаг поэта в иную, более позднюю поэтику. Ничего не было бы удивительного, если бы кто-либо, дфке и знающий поэ зию, стал бы не соглашаться с тем, что эти два стиха именно Пушкина. Что вы! Это какой-то новый поэт! Блок?» Ю. Олеша очень верно определил то, к чему стремились (зачастую, быть может, даже бессознательно) многие писатели- реалисты — к поиску «крупного плана», Потому что это очень важно— приблизить к читателю в нужный момент лицо героя либо какой-то предмет, дать возможность рассмотреть изображаемый объект, что на зывается, с расстояния вытянутой руки. Представьте себе, что вы сидите в зритель ном зале и смотрите фильм, где все снято /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2