Сибирские огни, 1980, № 11
ВЕЛИКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОТКРЫТИЯ 185 сосредоточены все помыслы Павла Ивано вича. А если и посещают его какие-то не чаянные, вольные мыслишки, они, в конеч ном итоге, все равно притягиваются к глав ной «идее», главной жизненной цели героя — разбогатеть, выбиться в люди. Вот встретилась ему по дороге в имение Соба- кевича молоденькая девушка, и Чичиков, невольно залюбовавшись ею («Славная ба бешка!»), тут же, однако, задается таким вопросом: «А любопытно бы знать, чьих она?'что, как ее отец? богатый ли помещик почтенного нрава, или просто благомысля щий человек с капиталом, приобретенным на службе? Ведь если, положим, этой де вушке да придать ты'сячонок двести прида ного, из нее бы мог выйти очень, очень ла комый кусочек. Это бы могло составить, так сказать, счастье порядочного челове ка». «Двести тысячонок,— замечает далее Гоголь,— так привлекательно стали рисо ваться в голове его, что он внутренне начал досадовать на самого себя, зачем в про должение хлопотни около экипажей не разведал от форейтора или кучера, кто та кие были проезжающие». Тут, конечно, нам могут возразить: ну какой спрос с Чичикова, какие еще помыс лы, кроме сугубо корыстных, узкомеркан тильных, могут быть у этого дельца-само- учки, готового за копейку родного отца продать?.. Хорошо. Давайте тогда возьмем другого героя — лермонтовского Печорина (надеемся, все согласятся, что в смысле ду ховных запросов этот человек на два по рядка выше Чичикова) — и понаблюдаем за ним в тот момент, когда он преда ется размышлениям накануне дуэли с Грушницкмм. «Что ж? умереть, так умереть: потеря для мира небольшая; да и мне самоеду по рядочно уж скучно. Я — как человек,-зева ющий на бале, который не едет спать толь ко потому, что еще нет кареты. Но карета готова? — прощайте! Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А верно, она существовала, и, верно, было мне назначе нье высокое, потому что я чувствую в ду ше моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из гор нила их я вышел тверд и холоден, как же лезо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни...» С точки зрения психологии, здесь тоже все верно, все четко обусловлено и обос новано. Печорин, как то бывает почти у каждого человека, идущего на гибель, ито жит свою жизнь, в чем-то судит, в чем-то оправдывает себя. Но давайте вспомним еще одну хоро шо известную дуэль-поединок Пьера Бе зухова с Долоховым... Серьезно ранив Долохова и полагая, что тот не выживет, кляня себя за глуп'ую ссору, Пьер в тяжелом душевном состоя нии возвращается домой. «Он прилег на диван и хотел заснуть, для того, чтобы забыть все, что было с ним. Но он не мог этого сделать. Такая бу ря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. -То ему пред ставлялась она в первое время после же нитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо-насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохо ва, бледное, дрожащее и страдающее, ка ким оно было, когда он повернулся и упал на снег. «Что ж было? — спрашивал он сам се бя.— Я убил любовника, да, убил любовни ка своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? — Оттого, что ты женил ся на ней»,— отвечал внутренний голос. «Но в чем же я виноват? — спрашивал он.— В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя, и ее...» Казалось бы, тут можно было и поставить точку, ибо читателю все ясно: Пьер казнит себя за происшедшее, пытается найти хоть какое-то оправдание случившемуся и не находит. К тому же, все терзания Пьера, вся эта «буря, чувств, мыслей, воспомина ний», охвативших героя, переданы превос ходно. Чего же боле? Однако гениальный психолог и философ Толстой вдруг сообща ет «потоку сознания» героя совершенно неожиданный поворот. «...— Я виноват и должен нести... Но что? Позор имени, несчастно жизни? Э, все вздор,— подумал он,— и позор имени, и честь— Все условно, все независимо от меня. Людовика XVI казнили за то, что они го ворили, что он был бесчестен и преступник (пришло Пьеру в голову), и они были пра вы с своей точки зрения, так же как правы и те, которые за него умирали мучениче ской смертью и причисляли его к лику свя тых. Потом Робеспьера казнили за то, что он был деспот. Кто прав, кто виноват? Ни кто. А жив — и живи: завтра умрешь, как мог я умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью?» Мысли, согласитесь, очень странные, пря мо-таки ошеломляющие своей неожидан ностью. Но никакой авторской натяжки, ни какого насилия над героем здесь нет. У Пьера вдруг наступает то, что принято называть озарением, прозрением. Оказы вается, все происшедшее с ним произошло независимо от него, помимо его воли, по тому что существует некая сила, направля ющая все события — и большие, и малые,— распоряжающаяся судьбами всех людей — и простых смертных, и великих... И в этом прозрении Пьера заложен глубочайший смысл. Ведь одной из основных мыслей романа является мысль о зависимости че ловека от человечества, от всего поступа тельного хода истории. Мысль эта в даль нейшем пройдет через весь роман, прело мится, обогатится новыми оттенками в судьбах всех главных героев, ставших во лею жребия участниками войны 1812 года, творцами одной из замечательных страниц
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2