Сибирские огни, 1980, № 11
184 ВЛ. ШАПОШНИКОВ От душевных смятений— «•философским прозреньям А теперь давайте обратимся и роману Ф . М, Достоевского «Преступление и нака зание». Вспомним один из самых напряжен ных моментов романа. Момент, когда Раскольников направляется к дому старухи- процентщицы, чтобы убить ее. Герой пред усмотрел здесь все до мелочей. У него с собой фальшивый заклад: иначе подозри тельная старушонка не откроет и не впус тит его в квартиру. Он заранее украл топор из каморки дворника и спрятал его под пальто, повесив на специально пришитую петлю, так, чтобы одежда не топорщилась и не вызывала у прохожих никаких подо зрений. И вот, полностью «экипированный» и, главное, преисполненный решимости до казать, что он не «тварь дрожащая», Рас кольников приближается к дому, где живет старуха. Интересно, чем в этот момент за няты его мысли. «Прежде, когда случалось ему представ лять все это в воображении, он иногда ду мал, что очень будет бояться. Но он не очень теперь боялся, даже не боялся сов сем. Занимали его в это мгновение даже какие-то посторонние мысли, только все ненадолго. Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он пришел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским са дом, то была бы прекраснейшая и полез нейшая для города вещь. Тут заинтересова ло его вдруг: почему именно во всех боль ших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно накло нен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь, и вонь, и всякая гадость. Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся. «Что за вздор,— подумал он,— Нет, лучше совсем ничего не думать!» «Так, верно, те, которых ведут на казнь, прилепливаются мыслями ко всем предме там, которые им встречаются на дороге»,— мелькнуло у него в голове, но только мелькнуло как'*молния; он сам поскорей погасил эту мысль,..» Как поразительно точно передает писа тель внутреннее состояние героя! Обратите взимание на такую деталь: Раскольников идет убивать, но мысли его сосредоточены не на том, что ему предстоит совершить че рез некоторое время, а на разных мелочах, пустяках. На первый взгляд, все это кажет ся странным, даже нелепым. Человек ре шился на «мокрое дело», а думает о ка ких-то фонтанах и садах... Но именно эти посторонние, нелепые мысли и позволяют нам лучше всего понять состояние Рас кольникова. Он взял себе роль палача, а сам испытывает муки приговоренного к смерти, страшится предстоящего, оттого и мысли его, помимо воли, «прилепливают ся» к разным посторонним предметам. Да, к тому же, он столько раз «прокручивал» в своем воображении картину убийства, что теперь в. его мозгу срабатывают уже ка кие-то защитные центры: мозг настолько устал, настолько пресытился этой навязчи вой идеей, что начинает ее отторгать. До стоевский здесь как бы предвосхищает ве ликие открытия в области изучения высшей нервной деятельности человека. Вместе с тем, воспроизводя с клиниче ской точностью внутреннее состояние сво его героя, писатель проводит очень важ ную мысль; всякое убийство, всякое наси лие, какими бы высокими соображениями оно ни мотивировалось, противно натуре человеческой. Уже здесь начинает выяв ляться та философская идея, которая ста новится затем ведущей в произведении, определяет весь его гуманистический па фос. Правда, как мы помним, Достоевский в своем отрицании насилия и кровопроли тия впадал в крайности: осуждая индиви дуалистический бунт Раскольникова, он за одно осуждал вообще всякий протест, вся кую борьбу против зла, как дело заведомо бессмысленное и бесполезное. Но это уже тема для особого разговора, и нет смысла сейчас затевать такой разговор. Для нас сейчас важно другое — по достоинству оценить мастерство Достоевского-психоло- га, который по праву считается великим «сердцеведом», которому доступны самые потайные, или, как выразился один извест ный литературовед, «сатанинские» глубины души человеческой... Да, Достоевский и Толстой, действитель но, довели мастерство психологического анализа до совершенства. И, чтобы воочию убедиться, насколько велик их вклад в ми ровую литературу, снова обратимся к их предшественникам. Возьмем того же Стендаля. Нисколько не умаляя заслуг этого, несомненно, боль шого художника, все же признаем как факт, что «диалектика души» его Жюльена Соре- ля довольно-таки однолинейна, лишена той многомерности, той философской глубины, которая отличает внутренний мир героев Толстаго и Достоевского. Все мысли и чув ства Жюльена Сореля, все его порывы и побуждения строго обусловлены, «продик тованы» той или иной ситуацией, приуроче ны к какому-то конкретному поводу. Герой Стендаля всегда думает только о том, что задевает его лично, что тревожит его в данную минуту. Все его мысли и чувства носят, если можно так выразиться, сугубо прикладной характер, ибо сосредоточены всегда только на каком-то определенном предмете, вертятся только вокруг какого-то конкретного события. Вообще такая строгая регламентация внутреннего мира героев была очень ха рактерна для литературы первой половины XIX века, как западноевропейской, так и русской. Вспомним, к примеру, какие мыс ли и чувства обуревают гоголевского Чи- чикова во время покупок «мертвых душя>. Не переплатить, выторговать лишнюю ко пеечку, обвести всех помещиков вокруг пальца, обмануть, объегорить — вот на чем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2