Сибирские огни, 1980, № 11
18: ВЛ. ШАПОШНИКОВ ми и тысячами других воспоминаний, чув ство настоящего — ожидания смерти — ни на мгновение не покидало его. «Впрочем, может быть, не лопнет»,— подумал он и с отчаянной решимостью хотел открыть гла за. Но в это мгновение, еще сквозь закры тые веки, глаза его поразил красный огонь, с страшным треском что-то толкнуло его в середину груди; он побежал куда-то, спот кнулся на подвернувшуюся под ноги саблю и упал на бок». «Это изображение внутреннего монолога надобно, беэ преувеличения, назвать уди вительным,— писал Н. Г. Чернышевский в своей рецензии на «Севастопольские рас сказы».— Ни у кого другого из наших пи сателей не найдете вы психических сцен, подмеченных с этой точки зрения». И да лее критик делает чрезвычайно интересное сопоставление, в ходе которого и выявля ется главная отличительная особенность Толстого-психолога: «Психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту. Но обыкновенно он имеет, если так можно выразиться, опи сательный характер — берет определенное, неподвижное чувство и разлагает его на со ставные части, дает нам, если так можно выразиться, анатомическую таблицу. В про изведениях великих поэтов мы, кроме этой стороны его, замечаем и другое направле ние, проявление которого действует на чи тателя или зрителя чрезвычайно порази тельно: это — уловление драматических пе реходов одного чувства в другое, одной мысли в другую. Но обыкновенно нам представляются только два крайние звена этой цепи, только начало и конец психоло гического процесса,— это потому, что боль шинство поэтов, имеющих драматический элемент в своем таланте, заботятся пре имущественно о результатах, проявлениях внутренней жизни, столкновениях между людьми, о действиях, а не о таинственном процессе, посредством которого выраба тывается мысль или чувство... Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением ре зультатов психического процесса — его ин тересует самый процесс,—,и едва улови мые явления этой внутренней жизни, сме няющиеся одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообрази ем, мастерски изображаются графом Тол стым». Чернышевский, можно смело это сказать, проявил едва ли не меньшую гениальность, чем сам Толстой, увидев в «Севастополь ских рассказах» совершенно новый метод изображения внутреннего мира человека. Причем великий критик сразу дал этому методу удивительно точное, емкое опреде ление — «диалектика души». Не случайно этот термин прочно вошел в литературове дение, стал одним из важных критериев в оценке художественного произведения, од ним из главных показателей, мастерства писателя. Толстой, по мысли Чернышевского, явил ся подлинным новатором, вооружившим литературу новым инструментом. Инстру ментом, который позволял писателю про никать в самые сокровенные глубины чело веческой психологии, следить за каждым душевным движением, за каждым его «шо рохом»... И все-таки было бы ошибочным выдавать Толстому единоличный «патент на изобре тение». Ибо каждое великое литературное открытие есть плод усилий многих писате лей. И в данном случае Толстой стал «за- вершателем» многочисленных поисков, дер заний, предвосхищений, которые имели ме сто в творчестве художников слова самых различных эпох и народов. Это прекрасно понимал и Чернышевский. Критик не слу чайно назвал в числе великих предшествен ников Толстого Шекспира и Лермонтова — писателей, которые всегда стремились дать психологическое обоснование поступкам своих героев, показать читателю весь тот сложный «сплав» рефлексий, порывов, страстей, что движет человеком, руководит его действиями. Но и они были далеко не первыми в этих поисках. Еще задолго до Шекспира предпринимались попытки про никнуть в «святую святых», в глубь души человеческой* Еще древнегреческие дра матурги, в частности, Еврипид в своей «Ме дее», стремились передать через монологи героев все их страдания и переживания. Но драма, в силу своих жанровых осо бенностей, всегда ставит человека перед необходимостью выбора, заставляет его раздваиваться, терзаться сомнениями и противоречивыми чувствами. Все метания, все стенания Медеи оттого, что ей нужно принять решение: или убить собственных детей и тем самым отомстить Язону, или же пощадить их, смириться — простить, таким образом, мужу его измену. В ситуации выбора поставлены по сути все главные герои шекспировских трагедий; все они так или иначе решают вечный вопрос; быть или не быть? Быть человеком или ра бом? Бороться или смириться? Верить или не верить? Поступать по совести или “идти против совести?* И т. д. и т. п. Нисколько не умаляя заслуг великих драматургов античности и средневековья, ни в коей мере не беря под сомнение ху дожественные достоинства их произведе ний, заметим, однако же, что такой способ проникновения в человеческую психологию является несколько односторонним, не от ражающим всего многообразия связей че ловека с окружающим миром. Ведь кроме роковой ситуации выбора, требующей от человека мобилизации всех его душевных сил, есть немало других ситуаций, более, так сказать, прозаических. И для раскрытия внутреннего состояния человека, оказавше гося в такой ситуации, нужен не высокий стиль трагедии, а обычная прозаическая речь. И тут следует сразу заметить, что изображение внутреннего мира человека, «диалектики» его души средствами именно прозы — задача очень трудная. Драматург, когда дело касается психологии, обходится одним-двумя монологами. Но, как верно заметил Чернышевский, каждый монолог, допустим, у того же Шекспира, состоит из готовых, четко сформулированных сентен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2