Сибирские огни, 1980, № 11
180 Л. ЯКИМОВА героев, если толковать их как носителей отвлеченных психологических свойств, т. е, внеисторично, может быть сведено к нова торам и консерваторам, лишним и полез ным людям. И второе, на что необходимо обратить внимание в системе доказательств А. Гор шенина— это на конкретную структуру ти пологического ряда «лишних людей» — «Онегин, Печорин, Рудин, Обломов, Сам- гин», на произвольность в выборе их имен, на конкретно-историческую неадекватность их характеров. Действительно, если Онегин и Печорин — это бесспорные представите ли «лишних людей», то Обломов включен в этот ряд по недоразумению, без учета того сужения исторического значения по нятия «лишние люди», которое произошло в 60-е годы, когда тема «лишний человек» сводилась к теме либерализма, а его со циальная основа— к барству, «обломовщи не». И уж совсем неоправданным является введение в галерею «лишних людей» Кли ма Самгина с его весьма активной позици ей якобы невмешательства в политику, якобы надпартийного «мыслителя» предре волюционной поры. Несмотря на те полемические издержки, которые имели место в ходе дискуссии, нельзя не признать плодотворности самой попытки ее организаторов протянуть связи между веком нынешним и веком минув шим, задачи литературной критики объеди нить с задачами истории литературы, обо гатить критическую мысль литературовед ческим инструментарием. В конце концов, и у историков литературы, и у критиков од ни цели — они должны развивать уваже ние к конкретной исторической истине, они должны быть научны. ♦ I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2