Сибирские огни, 1980, № 11
О ПУТЯХ В НЕЗНАЕМОЕ И ТУПИКАХ КРИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 179 панности литературно-исторического про цесса, картина литературного тупика. Тогда, т. е. в начале XIX века, «колодец был полон до краев», сейчас — «традици онные пласты народного бытия... иссяка ют», «литература начинает вязнуть в мел котемье, вторичности, приземленности», «стабилизация общественной жизни за трудняет поиск социально активного героя современности». Если В. Шапошников, пы таясь выбраться из капкана противоречий, старался как-то еще связать воедино объ ективные условия общественного развития и субъективные устремления писателя, то А. Горшенин по существу снял вопрос о субъективной воле автора.. Призывы к по искам социально активного героя — по мнению критика, это одно из необходимых условий, которое «сможет сделать худо жественное произведение выдающимся»,— звучат абстрактно, риторически, ибо из созданной автором картины литературного развития видно, что о железную неодоли мость затишья, безвременья, разбивается любая творческая инициатива. Однако не литературная жизнь зашла в тупик. В ту пике оказалась творческая мысль критика. Хотя А. Горшенин постоянно ссылается на историческую обусловленность литера туры, этот внешний декорум не способен скрыть умозрительности и произвольности его построений, их внутренней чуждости принципу историзма. Понимание типиче ского характера в рамках общечеловече ской безбрежности объективно приводит критика к стиранию качественной разницы в восприятии разных этапов историко-лите ратурного процесса, к этакой современной вариации теории «единого потока». В общей системе критических взглядов А. Горшенина отнюдь не случайным выгля дит, например, утверждение, что «многие современные писатели благоразумно отка тываются на «заранее подготовленные по зиции» доброго, старого критического реа лизма». При этом в сообщники себе он бе рет еще одного участника данной дискус сии, А. Панкова, который, говоря о том, ка кое большое место в творчестве наших пи сателей занимает критика «явлений.., кои расходятся с гуманистическими идеалами», вовсе не утверждает того, что они испове дуют принципы критического реализма. Что А. Горшенин всерьез убежден в воз можности явления критического реализма нашему времени, об этом свидетельствует статья «Недоросли и опекуны»'. Она по явилась раньше, чем началась дискуссия, но ее органическая близость статье «На пу тях в незнаемое» очевидна. Обращаясь к рассмотрению таких про изведений наших Дней, как «Игорь Савво вич» В. Липатова, «Из жизни Дмитрия Су- лина» Л. Треера, «Расплата» Б. Жиганова, «Это мое окно» Н. Садур, критик считает, что созданные здесь образы продолжают галерею «лишних людей». «Онегин, Печо рин, Рудин, Обломов, Самгин... Что же род нит этих классических героев с современны- 1 Алексей Г о р ш е н и н . Недоросли и опеку ны. «¡Сибирские огни». 1979, Лг 4, 12» ми Гольцовыми, Сулиными, Шагаловы ми?»— спрашивает он, нисколько не со мневаясь в законности такого уподобления. Вся логика доказательств о родственно сти этих характеров строится на знакомой мысли, что художественные типы нашей литературы суть дальнейшая разработка известного материала, своего рода аппли кация, наложение, приметка его к новой социальной действительности. «Нетрудно заметить,— утверждается в статье,— что мы имеем вариант типа далеко не нового, как не ново и явление, им олицетворяемое». Поскольку пренебрежение к принципу историзма, терминологический произвол демонстрируются здесь с программной от кровенностью, даются, так сказать, откры тым текстом, то и допущенные против ли тературоведческих правил ошибки тоже об наруживаются без особого труда. В постижении некоторых непреложных истин не следует, думается, пренебрегать даже и учебником С. Флоринского, А. Зер- чанинова, Д. Райхина, ибо уже и из него ясно, что «лишний человек» — понятие кон кретно-историческое, точное, научное, ли тературоведческий термин, вольности в об ращении с которым недопустимы, как и с любым другим научным понятием. В рас крытии конкретно-исторической сути его со школьным учебником не расходится в основных чертах и Краткая литературная энциклопедия, научная авторитетность ко торой сейчас во всяком случае не подвер гается сомнению и где «лишний человек» трактуется как «литературный тип», харак терный для русской литературы 20—50-х годов XIX века», в котором конденсируют ся не только черты душевной усталости, разлада между словом и делом, общест венной пассивности, но и существенные со циально-психологические ценности этого времени — «пробуждение личного начала, нравственного самосознания и самостоя тельности индивидуума». Общественная пассивность часто объяснялась именно за кономерным отчуждением «лишних лю дей» от официальной жизни России, и, ког да речь заходила о защите подлинных со циальных ценностей, некоторые из них преодолевали внутреннюю инерцию и об наруживали, как Рудин, способность к дей ствию. И не случайно в «КЛЭ» отмечается «близость ряда его черт (т. е. «лишнего че ловека».— Л. Я.) таким людям, которые в целом по своему миросозерцанию и пози циям в идейной и общественной борьбе были далеко не бездеятельными, не «лиш ними». Может быть, Гольцов, Сулин, Шагалов и относятся к «лишним людям», да только не в том смысле, в каком воспринимаются Онегин, Печорин, Бельтов, Агарин, Лаврец кий. И явления, которые олицетворяют, с одной стороны, лишние люди XIX века, с другой стороны, «лишние люди» 70-х годов XX века, несмотря на внешнее совпадение некоторых черт, ничего общего между со бой не имеют. До чрезвычайности расши рительное толкование понятия атипический характер» вообще способно привести к то му, что все необозримое многообразие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2