Сибирские огни, 1980, № 11
О ПУТЯХ В НЕЗНАЕМОЕ И ТУПИКАХ КРИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 177 мер, считать В. Шукшина классиком или не считать, числить «Царь-рыбу» в шедеврах или не числить. Стоит ли говорить о том, как мало это даст для уяснения конкретно-исторической литературной истины, для понимания ре ального положения дел в литературе! Но если поостыть от полемического азарта, остановиться, отдышаться, огля нуться, то станет ясным, что есть все-таки в статье В. Шапошникова свой резон, и объективная ценность ее состоит в том, что она ставит вопрос о необходимости трез вой, свободной от полемического запала и умозрительных построений оценки лите ратурной ситуации современности. Вообще следует сказать, что желание подводить итоги, обобщать, оценивать, на мечать и делать прогнозы заметно усили вается сейчас в связи с ощущением хро нологического рубежа (идет год 19801), ив этом смысле дискуссия, начатая статьей В. Шапошникова, вносит свои собственные акценты в общее движение критической мысли. Сравнивая 70-е годы века минувшего и века нынешнего, В. Шапошников все пре имущества оставляет за прошлым. «Там,— говорит он,— что ни го д— русская литера тура давала читателю произведения, кото рые чуть ли не сразу по выходе их в свет причисляли к разряду классических. «Анна Каренина», «Подросток», «Кому на Руси жить хорошо», «История одного города», «Бесприданница», «Вешние воды», «Очаро ванный странник»...» Этот скептицизм в сторону современ ной литературы не подтверждается, одна ко, реальным положением дел. При самой строгой оценке «наши» 70-е годы — это то же очень яркая, по-своему интересная страница истории литературы, отмеченная несомненными идейно-эстетическими до стижениями, открытиями, новациями, глу биной художественного разрешения мно гих насущных проблем действительности. Вовсе не задаваясь целью дать даже приблизительное представление о подлин ных успехах литературного развития этих лет, нельзя все-таки замолчать того, на пример, вклада, который внесен писа телями в изображение войны. Именно в эти годы создалось качественно новое ощущение дистанции, отделяющей нас от Великой ' Отечественной войны. Военная тема обрела как бы второе дыхание. Став исторической и не утратив при этом живой связи с современностью, она обо гатилась чертами всепроникающей анали тики и философской глубины; не поступив шись и граном социально-исторической конкретности, она как никогда ранее ока залась причастной к решению вопросов общечеловеческой значимости, так сказать, о вечных ценностях человеческой жизни. В этом, думается, состоит непреходящая идейно-эстетическая сила таких произведе ний, как «Горячий снег» и «Берег» Ю. Бон дарева, ,«А зори здесь тихие..,» Б. Василь ева, «Живи и помни» В, Распутина, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, повести В. Бы кова и еще многих других. 12 Сибирские огни № 11 Несомненны успехи литературы прошед шего десятилетия и в решении той вечной проблемы, которая нынче получила обо значение «экологической» и касается взаи моотношений человека с природой. Упор ные поиски в этом направлении со времени леоновского «Русского леса» привели к со зданию таких талантливых произведений, как «Белый пароход», Ч. Айтматова, «Про щание с Матерой» В, Распутина, «Царь-ры ба» В, Астафьева, исполненных не только огромной силы любви к природе, но и по ниманием необхбдимости научно-техниче ского прогресса. 70-е годы явились заметной вехой в дальнейшем развитии так называемой «про изводственной прозы». И хотя все еще про должаются споры о правомерности терми на, действительность сняла все сомненйя относительно продуктивности этой темы и доказала, что интенсивность ее разработки возрастает в литературе по мере углубле ния научно-технической революии. И как невозможно понять современного человека вне Дела, Работы, Труда, вне профес сиональной его обозначенности, так и ли тература не может обойтись без производ ственного романа, повести, пьесы. Идейно эстетическая ценность таких произведений, как «Знакомьтесь, Балуев!» В. Кожевнико ва, «Гори, гори ясно» А. Кривоносова, «Изотопы для Алтунина» М. Колесникова, «Территория» О. Куваева, «Доверенное ли цо» Е. Богданова, «Пуск» И. Герасимова, «Скрытая работа» Г. Немченко, «Место действия» А. Проханова, пьесы А. Гельма на и И. Дворецкого, состоит как раз в том, что в них удалось запечатлеть живые чер ты современности, отразить и новый ха рактер производственных конфликтов, и новый облик героя-труженика, рождение нового человеческого типа. В стремлении писателей показать сбли жение нравственных и социальных начал на производстве, вскрыть значение труда как основной сферы реализации способностей человека, схватить сложную диалектику роли личности в производстве и роли со временного производства в укрупнении личности — во всем этом в полной мере оказалась способность литературы идти в ногу со временем, находиться в эстетиче ском соответствии с выдвигаемыми им за дачами. Если и далее конкретизировать литера турную ситуацию 70-х годов нашего века, то, отдавая должное Именам, Столпам, Классикам — С. Залыгину, Ч, Айтматову, В. Распутину, В. Астафьеву, В. Шукшину, не обходимо отметить и возросший уровень эстетического сознания, так сказать, рядо вого писателя, и тут можно называть бук вально десятки имен, чье неподдельное дарование позволяет их уже сейчас считать кандидатами в «классики». Наконец, нельзя не учитывать и того об стоятельства, что именно в 70-е годы ярче и нагляднее обозначилось новое качество советской литературы как окончательно сформировавшейся идейно-эстетической об щности. «Итожить» советскую литерату р у— значит сегодня учитывать не только
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2