Сибирские огни, 1980, № 11
Л . Якимова О ПУТЯХ В НЕЗНАЕМОЕ И ТУПИКАХ КРИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ | Прежде всего нельзя не отметить поле мической смелости, какой-то даже отчаян ной безоглядности зачинателя дискуссии, что само по себе уже не может не обра тить на себя внимания, не вызвать любо пытства, не разбудить ответного желания вступить в спор, не нарушить инерции кри тической мысли. «Литературе нашей не хватает именно шедевров,— с безоговороч ной категоричностью утверждает В. Ша пошников в статье «Чтобы стать класси ком»,— и доказать это можно, что называ ется, на пальцах». В конце концов, когда в своих знамени тых «Литературных мечтаниях» В. Белин ский взял на себя дерзкую смелость за явить: «У нас нет литературы»,— то и мы сейчас понимаем, что не злорадным скеп тицизмом, а заботой о судьбах родной ли тературы рождены были эти слова, и со временники критика осознавали всю услов ность этого полемического выпада. ’ И, может быть, позднее, подводя итоги открытой «Сибирскими огнями» дискуссии, мы ничего, кроме искренней благодарно сти, не испытаем к тому, кто первый бро сил камень в ровную гладь современной критики, кто не доро га репутацией благо намеренного литературоведа, исключитель но ради' истины отважился на предельную гиперболизацию дискуссионной темы, мож но даже сказать, на эпатирование общест венного мнения чрезвычайной заострен ностью заданного вопроса: почему отстаем Мы от прошлого века по производству См. «Сибирские огни», 1979, № 7, !9ВЛ №№ I 3, 4, 6, 9. классиков, «почему у нас, при огромном ко личестве выпускаемых ежегодно книг, так мало шедевров»? Однако сейчас мало найдется из числа читателей и профессиональных критиков тех, кто бы вот так, с ходу, безоговорочно принял предлагаемые В. Шапошниковым условия дискуссии: их жесткая регламен тированность и искусственная заданность не могут не насторожить. Ведь отвечать на эти «почему», поставленные в статье «что бы стать классиком», значит согласиться с убеждением ее автора в том, что действи тельно классиков становится меньше, ше девры появляются реже и вообще наша ли тература идет на убыль. Не составляет большого труда обнару жить логическую несообразность в поста новке дискуссионных вопросов статьи, их, так сказать, некорректность, недиалектич- ность, недетерминированность. Потому не отвечать на них хочется, а с тем же жаром безоглядности, какая свойственна ее авто ру, броситься в полемическую атаку и до казывать, что В. Шапошников не прав прежде всего по существу — в оценке са мой сути литературного процесса совре менности, что и с классиками у нас все в порядке, и в шедеврах недостатка нет, и вообще литература на должном уровне. Постепенно начинает обнаруживаться провокационная сила дискуссионного за хода В. Шапошникова, и реальной стано вится опасность свести весь разговор к меркам субъективного вкуса и личным пристрастиям, произвольному толкованию понятий «шедевр» и «классика», к ярост ным, но бесплодным спорам о том, напри
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2