Сибирские огни, 1980, № 11
ЗАВЕРШЕНИЕ 173 «Встанет поезд, отдаст машинист, чаще помощник, жезл дежурному по станции, и тут же оба они ткнутся лицами в грязные, уже потертые подлокотники окошек, охва ченные тревожной дремой, опустится уби то кочегар у горячей топки, и коробит ему жаром грязное лицо. Не курит, не говорит, спит с открытыми глазами кочегар, и ма шинист не убирает с реверса руку, так и отдыхает в боевом положении». Бригадир Зимин, большой, сильный чело век, и тот валился с ног от усталости. На чальник станции Королев, опытный желез нодорожник, не смог пережить войну, над ломился, умер преждевременно. Не дев чушкам бы служить на станции, выполнять мужскую работу, а они, надсажаясь и ма ясь, ее выполняли, и «две уже под поезд угодили, одну— пополам, другой ногу от резало». Сцепщик Кузьма упал однажды в голодном обмороке, а у него большая семья, пятеро сыновей. Изнурительный, из матывающий труд испытал и сам герой. Но господствовала всюду, как в бою, взаимовыручка. Бригадир Зимин добродуш ным, внимательным и хлебосольным остал ся и в дни войны; сцепщика Кузьму, ра ботавшего все-таки плохо, жалели, не 'увольняли даже за большие промахи — где же он еще получит карточку на во семьсот граммов и дополнительные тало ны в столовую. А вся история болезни и выздоровления героя выглядит как цепь счастливых случайностей; уборщица обще жития заметила тяжело больного и приняла в нем участие; скорый поезд был останов лен, предупрежденный о больном по се лектору; доктор Артемьев принял экстрен ные меры, чтобы спасти парня... После выздоровления герой доброволь цем уходит в действующую армию. Вся суматоха при формировании призывников к отправке завершается сценой проводов. Проводы в армию тоже вошли в быт лю дей военных лет, но каждый раз на эти мгновения ложилась своя печать, к которой не привыкнешь. «Заморенных, давно спиртного не пив ших мужиков развезло. Оскальзываясь пальцами, призывник жал на басы и ревел все одно и то же, вместе с отцом и шури ном; «Вот тронулся поёс, вот тронулся поёс, вот тронулся поёс, и рухнулся мос...» И маленькая девочка, схватившись за ногу дяди, по-прежнему никакого на нее внима ния не обращавшего, все твердила и твер дила свое заклинание: «Свидания! Звините! Паси бох! Свидания! Звините! Паси бох!» А ночью, когда все спали, поднялся наш доброволец, приткнулся к окну, и «оттуда, из-за вагонного окна, из иного мира, пу гающего холодной пустотой, словно разго няя с пути нечистую силу, испуганно кричал паровоз; «Свидання-а-а-а!» А внизу под ва гоном, как бы'извиняясь за слишком гром кий рев паровоза, колеса, сдваивая, угод ливо частили: «Паси-бох! Паси-бох! Паси- бох!» Бытовая конкретность неотделима у В. Астафьева от Личностной окраски, от взрыва эмоций, от насыщенности повество вания лирикой, причем обязательно прони занной не одним «половодьем чувств», а далеко идущим обобщением, размышле нием. У С. Залыгина в повести «На Ирты ше» или в романе «Комиссия» герои обыч но «выговариваются», они «творят» идеи, авторское к ним отношение выкристаллизо вывается в самом сюжете, в системе обра зов, в их речевой характеристике. В. Астафь ев часто все берет на себя непосредствен но. Заключительные главы «Последнего по клона» построены как бы по законам контрапункта— различнее мотивы поведе ния, чувства людей, их голоса движутся, развиваются и сливаются в нечто единое,- по-своему гармоничное — в голос автора. Показательны в этом качестве концовки всех главок — «Гори, гори ясно», «Сорока», «Приворотное зелье» и «Соевые конфеты». Здесь автор выступает таким, каков он есть сейчас, оценивающий происходившее с высоты современных идейно-нравственных требований. ■Глава «Пир после победы» примечатель на именно современным в своей основе материалом, хотя автор и касается событий тридцатилетней давности — первого года после Отечественной войны. Эта глава ха рактерна прежде всего тем, что в ней по ставлен и по сей день актуальный вопрос — о нравственном потенциале личности, осо знавшей свое высокое назначение в жизни, в ходе истории, о непримиримости к тому, что уже возникло в обществе и развивает ся, как раковая опухоль,— сытость, себялю бие, презрение к людям, общественная пассивность и гражданская немота. Перед войной для героя все казалось яс ным: воюй с кулачеством, с собственниче ским сознанием. В годы войны — уничтожай фашистов да помни о предупреждениях умного профессора Артемьева: «— Воен ное время страшно прежде всрго тем, что человеческая жизнь как бы убавляется в цене, а кое для кого и вовсе теряет. Про исходит это от распущенности имеющих хоть какую-то власть над людьми, не обя зательно большую...» К числу «имеющих хоть какую-то власть» можно отнести «битюга» из военкомата, ' убежденного, что добровольно в армию могут идти только преступники. Под стать ему и фельдшеришка, который едва не по губил человека, и тут же его наказывают: «Санитаром его, сукина сына, в госпиталь! Потаскай раненых, пострадай! Тогда только будешь допущен к страдающим людям...» Другое дело женщина «в роскошном японском кимоно» из последней главы, стоящая у врат своей усадьбы, обнесенной зеленым забором и колючей проволокой. Рядом с ней «битюг» и фельдшеришка — мелюзга, накипь, сравнительно легко смы ваемая, как только проглянет наружу, об нажится их существо. «Женщина в роскош ном кимоно» из иной социальной породы, устойчива и неуязвима. «Я повеп по забору единственным, уце левшим на войне глазом и обнаружил: за бор уходит в глубь леса, к подгорью, конца его не видно, в загородь угодили лучшие дачи, строенные еще енисейскими толсто- сумами-зологопромышленйиками да мест-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2