Сибирские огни, 1980, № 11
170 Н. ЯНОВСКИЙ лого, добавил: «...до сих пор не могу про стить себе того подлого удара». Но ничего уже ни изменить, и ни рассказать нельзя. А вот и признание о дяде Васе: «Меня мало касались его печали». Хотя герою было уже семнадцать лет, и он был ис кренне привязан к родному дяде. Так с десяти лет и до восемнадцати мы наблюдаем за развитием характера, дале кого от равновесия и гармонии. Игры в бабки, в кол и лапту — необходимые сла гаемые в воспитании такого характера, равно как и ранний детский труд. Рыбалка для него оказалась не забавой. Дед Павел, промышлявший рыбой, держал его при себе, кормил, потому что понял, что луч шего напарника он не найдет. Центральный герой повести дан в не скольких временных измерениях. Одно из них — непосредственное участие в каком- либо событии прошлого: другое — внутрен нее состояние в настоящем, самооценка собственного поведения; третье — оценка всего происшедшего из сегодняшнего дня, то есть из будущего, о котором десяти — восемнадцатилетний Витя знать не мог. Об раз становится и объемным, и историчным, в нем прошлое обязательно соотносится с настоящим не только по сути, но и по форме. Обращение к анализу собственного жиз ненного пути — не произвол художника. Оно обусловлено грандиозностью истори ческих событий, пережитых им: коренной ломкой русского общества в тридцатых го дах, Великой Отечественной войной и ее последствиями в сороковых. Мы знаем по классическим произведениям от Аксакова до Горького, что и как формировало лич ность в XIX веке; знаем, какое значение имела для старшего поколения советских писателей Октябрьская революция, как они в ней участвовали, как изображали ее и се бя в ней. В. Астафьев в числе первых писателей своего поколения ставит не гло бальные вопросы преобразования общест в а— они более или менее ясны,— а проб лемы морали и поведения отдельного человека в условиях противоречий изоб ражаемой эпохи и, естественно, противо речий "нынешних, когда общественная нрав ственность, достигшая высочайшего уровня в годы войны, потребовала от нас неукос нительного сохранения этого уровня, Это не означает, что он сегодня понизился. Просто художник последовательно настаи вает, что уровень этот должен быть ра вен памяти людей, отдавших жизнь за Ро дину. Военный эпизод в главе «Сорока» — единственный во всем своде глав-рассказов «Последнего поклона». Ни раньше, ни поз же война не изображалась. Сразу видно: писал эту сцену В. Астафьев после повести «Пастух и пастушка». Ни тени украшатель ства, самоутешения, подчеркнутого героиз ма, хотя танкист Сорока и многие рядом с ним погибли как истинные герои. Сцена краткая, внутренне законченная, предельно точная автобиографически. Для фантазий места нет. Общий колорит суровый: «И пе реправу, и плацдарм непрерывно бомбили самолеты... Наша колонна угодила в старую просеку... Лес гудел, в сосняках плавал удушливый чад, машины буксовали в пес ках... Стоило порвать рыхлую дернину, сплетение гибких корней— и машина осе дала на дифер...» Выбрались на проселоч ную дорогу, но она «оказалась забитой так, что пробка получилась совсем непро биваемой». В том же ключе выдержано все, что подготавливает главное в этой сце не. Лесной колодец, солдатская очередь — воды поблизости нет, драка,- Получив воду для «своих», услышал просьбу: «Браток!.. Раненым... хоть глоток... хоть каплю». «И начали мы с ефрейтором поить ране ных, стараясь не наступать на руки, ноги, на мокрые бинты. Страшно было шагать, не хотелось верить и трудно, невозможно было соглашаться с тем, что я брожу по человеческой крови». Деловая, почти документированная, про токольная проза преобразилась — мы и не заметили, как в свои права давно уже всту пил художник, и невозможно стало спокой но читать и о растерянной санитарке, и о майоре, который умирает, и о ефрейторе, заслонившем вместе с санитаркой майора в момент бомбового налета... Грохот разрывов, трупы, кровь, крики ра неных, дым и чад от подожженных ма шин — весь ужас войны пронизывает нас. Одна сверхнапряженная картина сменяется другой, и описание достигает своего апо гея, когда герой, долго до того разыски вавший своего дядю, так как знал, что воюют они рядом, находит его среди уби тых: «Сколько я простоял над мертвым дядей Васей, вклеившись коленями в кро вяную жижу, не знаю...» Нагнетение леденящих душу деталей, со средоточенность на личном, глубоком, едва переносимом переживании, внезапные пе реходы от «делового» ритма к ритмам* до предела взволнованным, взвинченным,— все это подчинено господствующей мысли: война — нечеловеческий труд. Тело дяди Васи «выпрошено» у ефрейто- 'р а и предано земле. Подготовка к погре бению, само погребение с возможным тут соблюдением припомнившихся крестьян ских обычаев описаны подробно и внешне спокойно. Истинное душевное состояние прорвалось наружу чуть позже: «Я лежал лицом во все еще теплом со дна песке, и такая во мне была пустота, так болела контуженая голова, так пекло недолеченный глаз, что не было сил ни о чем думать, что-то вспоминать, хотелось уснуть и, хорошо бы, не проснуться. Но спины моей коснулся холод, сверху зака пало, я откинулся затылком на комелек и на самом деле уснул, и во сне ли, наяву ли повторял: «Христос с тобой, Вася! Христос с тобой...» С детства неприкаянный, никому особен но не нужный, дядя Вася, став солдатом на войне, только-только определился как лич ность— и был сразу убит. Это ли не траге дия немалой части людей предвоенного поколения?! Образ дяди Васи — открытие тех пластов нашей жизни, что не лежат на поверхности, оно требует от автора внима
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2